Раньше считалось, что лучшая газета – это та, чья картина мира близка к тому, ты видишь за собственной дверью. Теперь это полотно разодрано, как холст в каморке папы Карло.
Читатель А, зритель В и потребитель цифрового контента С живут по соседству и одновременно в разных мирах.
Мир читателя А терпеливый, консервативный, неспешный. Здесь уважительны к начальству, не жалуют шибко умных, не выносят из избы сор, участливы к чужим бедам, обожают погружение в прошлое. Здесь читают газеты. Этакий пожилой, видавший виды мир.
Мир зрителя В располагается между А и С и, соответственно, несет их черты. Этот двуликий бог, с одной стороны, падок на развлечения и сенсации, с другой – строг и суров, как каменное изваяние. Был вынужден уступить место на троне новой силе, пытается подражанием ей вернуть былое могущество, проедает накопления лучших времен. Имя его – телевизор. Немолодая, никак не желающая стареть, молодящаяся вселенная.
Мир С – яркий, модный, стремительный, болтливый, самовлюбленный. Здесь ни в грош не ставят авторитеты, могут втоптать в грязь самую светлую личность или, напротив, погасшего спасти от депрессии; пустышку – возвести в культ, а полезное выбросить на помойку. Это – социальные медиа, мир – надежда на вечную молодость.
Это – параллельные миры, но они, безусловно, текучи, просачиваясь друга в друга. Увы, все они теряют обитателей, даже соцмедиа, ещё вчера бывшие для масс «местом силы». И это не журналисты плохие, это планета перенасыщена контентом. Даже губка не способна вечно впитывать воду. Не внушает оптимизма и то, что наше восприятие мироздания все больше зависит от авторов, которых нет и не было в штате профессиональных редакций и научных учреждений.
Когда пребывать в мире А, В и С нет больше сил, я выхожу на улицу к живым людям и радуюсь, что, несмотря на взрывной рост медиа, жизнь по-прежнему далека от её бесчисленных отражений.
Владимир Касютин
Журналистика и медиарынок, № 5-6, 2022