Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Печать бессмертия. Почему газеты в России продолжают жить

A A= A+ 24.03.2025

 

Вопреки многим прогнозам печатная пресса не умерла даже в России, где условия для ее существования значительно хуже, чем, скажем, в ЕС. На федеральном уровне после большого спада заметно возвращение интереса к печатке, особенно в корпоративном секторе. Муниципальные же и региональные издания и вовсе никуда не исчезали, и без них нельзя представить жизнь в стране. Главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин рассказывает, почему и чем живут местные газеты.

Развитие социальных сетей должно было, по многим прогнозам, похоронить локальную прессу, но этого не случилось. Печатка проигрывает соцсетям в оперативности и часто в подаче, но у редакций газет есть конкурентное преимущество в сравнении с государственными и неофициальными пабликами вроде «Типичный город» и «Подслушано в…».

 

Смысл газетной жизни

Социальные проекты именно локальных газет в последние годы вообще нередко становятся лауреатами премии правительства РФ в области СМИ, и это удобный способ для исследователей заметить некоторые яркие кейсы. 

Газета «Амурская правда» получила премию правительства за проект об активистах и волонтерах, работающих по темам, связанным со спецоперацией. Нейтральным, но масштабным проектом «Амурской правды», прозвучавшим на всю страну, стал забавный фестиваль зимних открыток-фотографий «Чудеса на льду».

Так, например, премией отмечены два проекта одной из лучших (по нашим оценкам) районных газет страны «Голос правды» (Краснодарский край): «Народная приемная» (где, как понятно по названию, собираются проблемы, о которых пишет газета) и «Зарубки истории». Редакция запустила портал «Встанице», где публикует исторические материалы о своем районе, и организовала экспедицию в Пермский край, чтобы собрать истории репрессированных земляков, — историческая память в лучших местных изданиях не всегда бравурная. Так, в материале «История раскулаченных и высланных семей станицы Новомышастовской» приводятся результаты большой архивной работы — документы, фотографии, истории семей. Во время первого выселения из станицы 6 ноября 1921 года члены комиссии в актах конфискации имущества указывали все до мелочей, начиная с описания дома и домашних животных и заканчивая мисками и тарелками, но все учесть все равно не могли и писали: «и всякого барахла куча». 

Социальные проекты для локальных газет стали почти обязательной деятельностью, одним из якорей, удерживающих их аудиторию и их собственный смысл. В проекте «Нейва», помоги!» редакция газеты «Нейва» (Свердловская область) за шесть лет собрала почти семь миллионов рублей на местную благотворительность — обычно на адресную помощь людям в беде. Например, в декабре читатели газеты собрали деньги для двух семей пенсионеров в деревне Починок, у которых сгорел дом и все вещи. 

Издание «Огни Енисея» (Красноярский край) сделало журналистский сериал и драму спасения из, в общем-то, рядового случая, но задевшего чувства многих. Журналисты нашли изголодавшегося, брошенного и привязанного к дереву коня, подобрали ему новых хозяев в конноспортивном клубе и даже купили на пожертвования читателей специальный аппарат для жевания взамен выпавших зубов. Публика продолжает с интересом следить за судьбой коня, которого назвали, кстати, Добрыней. 

 

Государство подает знак

Понятно, зачем живут местные газеты. Но на что? Вопреки заявлению властей, намеревавшихся заняться разгосударствлением СМИ полтора десятилетия назад (пока пресса требовала самостоятельности и были реалистичные виды на рыночные доходы), частная печатная пресса, наоборот, почти исчезла. За это время значительно ухудшились условия для печати как самостоятельного бизнеса — упали доходы от продажи тиражей и рекламы, выросли расходы на распространение и, конечно, риски редакций при обращении к проблемным темам. Все больше нормативно-правовых актов регулируют деятельность медиа, и это становится дополнительной нагрузкой и рисками для редакций. 

Истории выживания на рынке газеты как бизнеса есть, но все более редкие и героические. Из крупных сохранившихся частных изданий можно назвать изначально воронежское «Моё!», работающее в нескольких регионах Центральной России, успешно действующее и в онлайне, работающее с контентом, который производят читатели и вокруг которого удалось создать сообщество.

В то же время, по моим наблюдениям, в стране за эти годы закрылось не более десяти-пятнадцати традиционных районных газет (из более чем 2100). И даже в этих случаях это на совести либо редакторов, утомившихся тянуть лямку, либо глав районов, отказавших в финансовой поддержке.

Газеты по-разному зарабатывают на тираже, но один из ключевых факторов их жизнеспособности — субсидии органов власти различных уровней. Скажем, господдержка Минцифры печатных СМИ исчисляется в последние годы суммой в пределах 500 млн рублей. Это совсем немного, если учесть, что в перечень грантополучателей входят и федеральные, и региональные, и муниципальные издания, которых всего более 13 тысяч. В данном случае работают не только деньги, но и знак из центра — не спешите хоронить печать.

Действительно, несмотря на развитие соцсетей, местная газета — все еще важный элемент и организатор локальной жизни в одном ряду с местными властями, бизнесом и некоммерческими организациям. Поскольку, как мы видим, в современных газетах социальная функция даже важнее информирования, они нередко вступают в союзы с местными общественными или благотворительными организациями, в том числе вместе подавая на гранты. Например, редакция газеты «Новый путь» из Дебесского района (Удмуртская Республика), где живет всего десять тысяч человек, вместе с местным отделением Союза журналистов реализовала грантовый проект «Село молодое: Пишу глубоко» — тридцать молодых людей собрались вместе всерьез поучиться писать не новости и посты, а достаточно протяженные и связные тексты. Это представляет ценность для газет и (если получается) создает конкурентное преимущество в сравнении с соцсетями.

 

Почта: требуются все

Главная проблема российской периодики — распространение. В одной районке я прочитал такое объявление: «Требуется начальник почтового отделения, заместитель начальника, сотрудники и почтальоны», в общем, полностью штат. После закрытия сельских почтовых офисов газеты и журналы, выписанные на почте, нередко выдают в библиотеках, а для их сотрудников это неоплачиваемая дополнительная работа.

На сохранение тиражей сегодня наиболее эффективно работает админресурс региональных и муниципальных властей, рублем и словом помогающих газетам сохраниться. Но не только, все больше примеров альтернативной доставки силами самих редакций. Некоторые случаи впечатляют:

«Кантемировский вестник» (Воронежская область) самостоятельно доставляет газету в десять населенных пунктов района по двум маршрутам протяженностью 25 и 187 километров.
«Кыштымский рабочий» (Челябинская область) полностью отказался от почтовых услуг еще двадцать лет назад. 
«Зеленодольская правда» (Республика Татарстан) открыла 54 точки собственной розницы. 
«Миасский рабочий» (Челябинская область») распространяется по корпоративной подписке (более 90 тысяч экземпляров) почтальонами редакции и продается более чем в 80 торговых точках шаговой доступности. 
Собственная подписка с доставкой в газете «Тамань» (Краснодарский край) позволяет реализовать не весь, но большую часть тиража — около 70%. Но точки доставки разнообразны: издание привозят, например, в маленькие кафе, пиццерию, цветочный магазин и пекарню. Мечта читателя — газету доставляют прямо к утренней чашке кофе.

Продолжается процесс объединения муниципальных СМИ в региональные холдинги, что повышает шансы улучшить экономику изданий — их масштаб позволяет зарабатывать на тираже. Разовый тираж воронежской периодики, в первую очередь муниципальных газет, объединенной в РИА «Воронеж», по словам генерального директора холдинга Натальи Филь, превышает значительные по современным меркам 300 тысяч экземпляров.

 

Дети — надежда редакций

Многие провинциальные коллеги работают со школьниками, и это, похоже, главная их инвестиция в будущее, по крайней мере, то, что их вдохновляет. Участие в воспитании и образовании дает высокий смысл и самоуважение самим редакциям, но есть и практическая польза — через детей к газете возвращаются родители. И для детей, и для взрослых бумажная пресса — все еще знак качества. В интернете можно опубликовать все что угодно, а вот если твое имя или имя твоего ребенка напечатаны в газете, это признак успеха и положения в обществе. Ну и кроме того, кто же из родителей не хочет, чтобы его ребенок хотя бы ненадолго отвлекся от смартфона.

Дети важны и как смена, и это не просто лозунг — юные корреспонденты действительно нередко идут работать в газету, когда вырастают. Так, например, творческий коллектив газеты «Зори» (Краснодарский край) целиком состоит из бывших юнкоров; пять корреспондентов школы газеты «Приазовье» (Ростовская область) пошли учиться журналистике в вузы, а двое из них, получив дипломы, вернулись в редакцию. 

Пять лет назад «Карталинская новь» (Челябинская область) совместно с родителями первого класса и школы запустила проект «Моя школьная жизнь». Три-четыре раза в год журналисты встречались с ребятами и задавали им вопросы про, собственно, жизнь. Номера с ответами детей раскупались быстрее обычных — у школьников есть родственники, и каждому надо сохранить газету на память.

«Донская новь» (Воронежская область) вместе с библиотеками реализовала проект #читатьмодно. Школьники записывают видео с рассказами о любимых книгах. В каждом номере публикуется мнение юного читателя с фото и QR-кодами со ссылками на видео. Не сразу, но заработало: дети пошли в библиотеки и магазин за «отрекламированными» книгами, продажи газеты в розницу увеличились.

 

В соцсети за читателями

Один из главных трендов — прорыв локальной прессы в социальных сетях. Результаты охвата местных сообществ впечатляют, особенно во «ВКонтакте»:

«Челнинские известия» (Республика Татарстан) — 51 тысяча подписчиков;
«Зианчуринские зори» (Республика Башкортостан) — 35 тысяч;
«Сосновская нива» (Челябинская область) — 29 тысяч.

Выход газет в соцсети позволяет увидеть самые востребованные темы из их пабликов. Наиболее популярны:

- помощь и волонтерство в связи с горячими темами нашего времени;
- проверки готовности разных инстанций на предмет организации безопасности и защиты населения, в том числе от стихии;
- благоустройство и решение местных проблем;
- успехи и достижения местных жителей;
- крепкие семьи; уважаемые земляки, долгожители, талантливые дети.

 

Выживут ли газеты снова

Если не случится кардинальных изменений в жизни общества, местные газеты продолжат набирать влияние в социальных сетях, но при этом будут терять объем и печатные тиражи. Лучшие издания, особенно выходящие в богатых регионах, могут трансформироваться из газет в серьезные глянцевые журналы о местной жизни, что уже иногда происходит, например, в Ямало-Ненецком автономном округе.

В при этом региональные и местные печатные газеты занимают важное место в общественной жизни, которое нельзя полностью заместить соцсетями. И дело не в бумаге как таковой, а в более подробной и внимательной работе редакций с местными сообществами; в традиционном маркере качества и основательности у печатки в сравнении с материалами в соцсетях; и в том, что каждый мечтает увидеть имя своего знакомого, а еще лучше свое имя или имя своего ребенка напечатанным черным по белому.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER