Спикер стойко молчал, опасливо бросая взоры в зал. – Э-э-э, м-м-м, а-а-а, - его рассказ расползался, как капли дождя на грязном стекле. Я нервничал, пересчитывая, сколько времени остается каждому из записавшихся докладчиков.
Большое журналистское заблуждение: годы пребывания в профессии автоматически засчитываются в ораторский стаж. Ты можешь взять 100500 интервью и написать немерено текстов, но спасовать перед горсткой зрителей. Особенно если они воспринимают тебя как конкурента на звание лучшего по профессии, а ты вчера загулял за праздничным столом или схватил простуду.
Я почти провалился на защите работ, где решалось, кто будет представлять программу выпускников на конференции за границей. Классический набор оратора-дилетанта: дыхание загнанной лошади, слайды как костыли, нагромождение деталей. К счастью, это была генеральная репетиция, и я успел сделать выводы. Вспомнил изнурительные тренировки из музыкального прошлого – и весь вечер искал акценты, подбирал слова, ловил ритмы.
На следующий день мои конкуренты взволнованно разогревались коньяком в туалете, я был спокоен как скала. Отгадайте, кто пришел к финишу первым? Позже нам преподали еще один полезный урок. Ты стоишь в кругу зрителей и, поворачиваясь к каждому, держишь речь, стараясь не терять логики.
Неизвестно, что легче: выступать самому или модерировать чужой сырой спич, сжимая в руке кнут (пардон, секундомер). Немногие способны вписаться в тайминг, обойтись без слов-паразитов и околичностей. Лучшие говоруны – это фразы, отскакивающие от зубов, и яркий драматичный финал. Отличный пример показал коллега, передавший техникам тезисы, привязанные к номерам страниц презентации. Экспромт и импровизация хорошо ложатся лишь на заранее подготовленный план.
Не надо записываться на курсы риторики. Там, как и везде теперь, классов больше, чем мастеров, а еще один самоуверенный балабол с заученными жестами и речевыми штампами мало кому интересен.
Это в XX веке от предложения сфотографироваться или рассказать о себе для газеты трудящиеся не могли отказаться. Нынче до седьмого пота приходится убалтывать перекормленных информацией современников. Умение быстро и внятно изложить свои аргументы и здесь сослужит добрую службу.
Владимир Касютин,
«Журналистика и медиарынок», № 9-10, 2025