Сайт функционирует
при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым
коммуникациям


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Большое Сжатие

A A= A+ 30.12.2019

В девяностые случился Большой взрыв, наша Вселенная стремительно расширялась. Чуть ли не ежедневно рождались газеты, журналы, телеканалы. Мы были чемпионами по числу средств массовой информации на душу населения.

- Зачем вам столько? - воскликнул норвежский редактор, выслушав наши гордые рассказы о городках, где издаётся по десятку газет. Не понимал, где они берут кадры, рекламу, читателей. Мы тоже не знали, догадывались, что в этом бизнесе главное звено не аудитория - спонсоры.

Фраза про власть, газеты и пароходы, сказанная чуть ли не в прошлой жизни заставила трепетать наше сообщество. «Станем пилотным регионом с независимой прессой!» - предлагал романтик частный издатель угрюмо молчащим муниципальным коллегам. Я их понимал – отдалённая, неплотно населённая, экономически неразвитая территория, какой уж тут медиабизнес.

Всё случилось с точностью наоборот – у частной прессы проблем многократно прибавилось, и если бы не федеральные деньги, многие вообще бы закрылись. Муниципальные телекомпании, бурно разросшиеся в прошлом веке, стали чахнуть из-за безденежья ещё лет десять назад, а переход на цифру подписал окончательный приговор, хотя кто-то вещает в кабеле, кто-то обещает жить долго и счастливо в Интернете.

Непременный атрибут советского быта - проводное радио мы уже подзабыли, а на эфирных каналах, замолкающих в нескольких десятках километрах от города, всё песни-пляски да праздные разговоры. Что ещё в активе? Федеральные мультиплексы, несколько общенациональных газет, часть из которых усохла до размера лучших районок, областные издания, в основном существующие в статусе обязательного артефакта, да муниципальные газеты – живучие существа, не избалованные ни излишним вниманием, ни серьёзными деньгами.

Но и часть местной прессы сжатия не избежала. Активные – те, кто делятся своим опытом и внедряют чужой, ездят на форумы и семинары, участвуют в конкурсах, в профессионализме сравнялись со столичными снобами и не

падают духом. Пассивные – те, кто редко вылезает из норки, сжимаются в анабиозе, ожидают когда «почта будет работать как в советские времена», деградируя год от года.

- Вечно ты игнорируешь Интернет! - обижаются рьяные поклонниики всего нового и передового. – Смотри, как много там новых профессиональных проектов!

А ведь изобилие мнимое, несколько гигантов, десятки середнячков, ещё немного россыпью, и безудержное самовыражение масс, не сомневающихся в том, что они честнее, интереснее и полезнее журналистов.

Владимир Касютин

Журналистика и медиарынок, № 9-10, 2019

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER