Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Журналисты познакомились с историей госбезопасности на Владимирской земле

Журналисты познакомились  с историей  госбезопасности на Владимирской земле

 

Легко сообразить, что число простых смертных, которым довелось побывать в музее Управления ФСБ по Владимирской области, стремится к бесконечно малой величине. ЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ…Всё это аббревиатуры, о которых знает большинство населения страны. Наслышаны. Начитаны. Насмотрены. Но знание это абсолютно верхушечное и, как правило, с негативной изнанкой, прикипевшей к предшественникам Федеральной службы безопасности в результате обнародования сведений о многомиллионных репрессиях, преследовании инакомыслящих, исковерканных судьбах.

Ветераны владимирской журналистики стали одними из тех, кто получил возможность для объективного знакомства с историей дела государственной безопасности на Владимирской земле. Но руководитель музея полковник запаса, кандидат политологии Андрей Соловьёв с самых первых слов экскурсии решил дать куда более широкую картину предмета разговора.

Оказалось, что в глобальной ретроспективе ведомство вправе вести отсчёт своего существования со времени Ветхого Завета, а в собственно российской – от правления равноапостольной княгини Ольги. Посольский приказ Ивана Грозного был первым ведомством, имевшим функции защиты госбезопасности. При Петре Великом и императрице Екатерине соответствующие органы уже заметно профилировались и окрепли. А вот Павел Первый допустил слабину, принизив их роль, за что поплатился жизнью. Печально знаменитое 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Александра I в сознании многих связано с судьбой Пушкина. Куда менее известно, что оно же разбиралось и с экономическими преступлениями (тогдашний ОБЭП), в частности всеохватной коррупцией в российских губерниях, которую расследовали ревизоры. Эта деталь объясняет, почему так трясло гоголевского Городничего и компанию во время визита «ревизора» Хлестакова.

Оказались небезынтересными некоторые собственно владимирские подробности, относящиеся к началу ХХ столетия. Так, из-за конфликта с министром внутренних дел был отправлен в отставку и выслан из Москвы зав. Особым отделением «звезда политического сыска» Сергей Зубатов. Свою ссылку с 1903 по 1910 год он провёл во Владимире, живя в уцелевшем до сегодняшнего дня двухэтажном доме Тарасова (ул. Дворянская, 11), напротив торгового центра «Валентина». А кто не слышал фамилию Немирович - Данченко, имея в виду Владимира Ивановича, знаменитого театрального деятеля? Выяснилось, что его двоюродный брат, Константин Прокофьевич Немирович-Данченко, с 1912 года служил начальником Владимирского жандармского управления, т.е. по ведомству госбезопасности. Тут уж я припомнил, как в одном владимирском доме его хозяин показывал мне старинную мебель, рассказав, что купил её в доме на Спасской улице, где некогда жил «какой-то» Немирович-Данченко.

Так за полтора часа экскурсии по музею Андрей Соловьёв довёл её лишь до 1917 года. После чего все участники согласились на продолжение встречи в обозримом будущем, оставив благодарный отзыв о только что состоявшейся.

В завершение журналисты побывали в типичном, известном по кинофильмам, кабинете следователя ЧК двадцатых годов – том самом, где стол затянут плотным зелёным сукном, а на нём царит настольная лампа с зелёным стеклянным абажуром. При этом удалось подержать в руке настоящий, (но, разумеется, не боеспособный) маузер, «очень неудобное ручное оружие», как охарактеризовал его наш гид.

…17 декабря 1981 года впервые в СССР была проведена контртеррористическая операция по освобождению школьников. Это произошло в удмуртском городе Сарапуле. Утром того дня двое солдат местной воинской части дезертировали и, явившись с автоматами в одну из школ, взяли в заложники 25 десятиклассников. Предъявили ультиматум: оформление загранпаспортов и предоставление самолёта для вылета за границу. В результате умелых действий отряда спецслужбы КГБ к ночи дети были освобождены, террористы (ещё не было понятия такого) арестованы. Не пролилось ни капли крови.

Руководил операцией полковник (впоследствии генерал-майор) госбезопасности Борис Петрович Соловьёв, награждённый за неё орденом Красной Звезды. Это отец нынешнего руководителя владимирского музея ФСБ Андрея Соловьёва. Мне показалось, что без такой подробности сюжет о нашей экскурсии был бы неполным.

Валерий Скорбилин, член правления Союза журналистов Владимирской области

 

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER