Модель в масштабе 1:72 собрал наш коллега, журналист газеты "Йәшлек", известный уфимский моделист Айбулат Ишназаров.
Поморский коч — это деревянное парусное судно длиной 16-17 метров, шириной примерно 4 метра, осадкой не более одного-полутора метра, что позволяло ему входить в устья рек в любое время года. Новая модель заняла место в зале Истории освоения Арктики.
«Это у нас вводный зал — История освоения Арктики. Здесь посетители могут ознакомиться с темой осовения Севера. У нас здесь три информационных киоска: первый — это природа, животный мир, ландшафты, второй — люди-легенды, которые внесли наибольший вклад в освоение Арктики, а третий зал посвящен истории экспедиций. В этом зале у нас есть тематические вещи, связанные с морскими путешествиями, исследованиями, — старинные бинокли, компасы, карты, книги, судовое медное ведро. Перед открытием музея у нас была достаточно большая покупка экспонатов в Санкт-Петербургском музее, и небольшая часть экспонатов поступила из Национального музея Башкортостана», — сообщила научный сотрудник музея Янина Свице.
Модель поморского коча в масштабе 1:72 собрал наш коллега, журналист газеты «Йәшлек», член Союза журналистов России, известный уфимский моделист Айбулат Ишназаров.
«Судомоделизм для меня стал новым направлением в хобби. До этого я занимался постройкой моделей самолетов, потом весьма преуспел в автомоделях. В новом виде творчества пришлось учиться применять новые материалы, инструменты, способы обработки. Во-первых, дерево — живое, быстро впитывает лак, клей, тонирующие составы. Надо деревянные детали в процессе склейки держать зажатыми, потом постоянно контрилировать склеивание. Во-вторых, изучение матчасти. Моделизм сам по себе предполагает изучение, обучение, работу надо собой. Надо искать прототипы, работать по ним, быть наблюдательным, выискивать в памяти, спрашивать у остальных особенности отдельных деталей, чтобы их применить в модели. Мелкие детали очень украшают готовый результат. Но следует соблюдать золотую середину, не переборщить с мелким, чтобы не затмить большое, — рассказал «Башинформу» моделист Айбулат Ишназаров.
По словам моделиста, этот поморский коч собирался не по отдельному прототипу, а большей степенью по обобщению. Так начиналось освоение Арктики — каботажные плавания, яйцевидный корпус, перетаскивание волоком судка силами экипажа. Даже части судна у поморов были отличными от общепризнанных. Применялся вековой опыт, отшлифованный суровыми условиями северных морей.
«Наряду с собиранием модели по инструкции я применял и самодельные детали. Это якорь, спаянный из медной оплетки струн фортепиано. Это части такелажа, сделанные в соответствии с эпохой парусных судов. Это изготовление паруса: тонировка заготовки в свежезаваренном чае, отглажка утюгом, формирование по выкройке, пропитка лаком, крепление по периметру ликтроса, крепление к рее, формирование надутости под ветром. Это подставка, сделанная самостоятельно из деревянной рамки А4. Во все детали я вложил всё своё умение и всю свою душу», — поделился моделист.
«Почему для Музея полярников важна модель именно поморского коча? Вообще, история мореплавания по российской Арктике как раз началась с поморского коча. По ходу нашей экскурсии мы рассказываем, что в 11 веке поморы научились ходить по Северному Ледовитому океану именно благодаря уникальной конструкции этого коча, немного напоминающей скорлупку грецкого ореха. В Арктике происходит сжатие льдов и корабль может быть раздавлен этими льдами. А эта уникальная закругленная конструкция помогает передвигаться по морям, покрытым льдами. Как пробку от шампанского, эту конструкцию выдавливает, и корабль остается целым и невредимым. В ходе экскурсии мы рассказываем историю мореплавания по этим труднопроходимым морям, начиная от поморского коча до дубель-шлюпки, шхуны, ледореза, ледокола и современных атомоходов. Музей заказал эти корабли, чтобы посетители могли наблюдать эволюцию мореплавания, мореходства по Северному Ледовитому океану и Великому Северному морскому пути», — прокомментировала научный сотрудник музея Оксана Мальцева.
По словам Айбулата Ишназарова, скоро будут готовы еще две модели. Сейчас у него в работе находятся парусные суда — дубель-шлюпка и шхуна «Полоцк». Они больше размерами, в них более развито парусное вооружение, и задачи таких судов серьезнее, чем судов поморов.
Музей полярников имени В. И. Альбанова — филиал Национального музея Республики Башкортостан, открылся в мае. Это событие было приурочено ко дню рождения знаменитого исследователя Арктики — уроженца города Уфы Валериана Альбанова, а также к профессиональному празднику — Дню полярника. Со дня открытия музея в мае его посетили уже более 6 тысяч посетителей.
Лейла АРАЛБАЕВА, обозреватель по культуре Информационного агентства «Башинформ». Фото автора.