В объёмной папке на несколько десятков страниц-файлов собраны документы, фотографии, газетные материалы – всё то, что может рассказать многочисленным представителям семьи Гутсонов о Семёне Ефимовиче. О тагильском журналисте, прекрасном организаторе, интересном человеке, их отце, дедушке, прадедушке.
В редакцию газеты «Тагильский рабочий» уникальные материалы принесла Елена Вадимовна Гутсон, внучка Семёна Гутсона. И мы благодарны ей за возможность еще раз напомнить нашим читателям о его судьбе.
Семён Гутсон родился 1 декабря 1909 года в семье рабочих в городе Орша, в Белоруссии. Сам он тоже сначала был рабочим на разных стройках, а потом по рекомендации ячейки ВЛКСМ переведен в газету «Голос пайщика». Далее была работа инструктором массового отдела газеты «Уральский рабочий», сотрудничество с армейской редакцией во время воинской службы…
В 1934 году Семёна Ефимовича приняли заведующим массовым отделом редакции газеты «Тагильский рабочий», а через несколько лет направили руководить городским радио, и о его работе писали в журнале «Кадры советского радиовещания».
В Нижнем Тагиле Гутсоны жили в одной из комнат небольшого двухэтажного дома на улице Карла Маркса. Здесь же, на первом этаже, жили семьи редакторов радиовещания, а на втором находился сам радиоузел. Лариса, дочь Семена Ефимовича, вспоминала: когда отец вел одну из передач и был в эфире, в рубку случайно забежал его маленький сын Анрик и крикнул «Папа!», радиоведущему тогда влетело от руководства. Редакция «Тагильского рабочего» была тоже совсем рядом, поэтому в гости часто заходили журналисты.
А еще Семён Ефимович дружил с рабочим писателем Алексеем Бондиным, и ему одному из немногих удавалось легко успокаивать Алексея Петровича, когда тот проигрывал кому-то партию в шахматы. Особенно доставалось от писателя за выигрыши Борису Чистову, брату жены Семёна.
О работе журналистов в те годы известно немного. К примеру, по воспоминаниям родственников Семёна Гутсона, за газетный материал о строительстве рудника имени III Интернационала он получил премию – велосипед. Но, к сожалению, в годы войны его пришлось продать.
А еще талантливый организатор и журналист Гутсон был в составе выездной редакции, по инициативе которой началось благоустройство одной из самых грязных улиц - Извездной (Извозной). Он сумел уговорить народ, чтобы каждый обихаживал участок улицы напротив своего дома. Устроил свой штаб в общежитии и был фактически за прораба. По воспоминаниям старожилов, Гутсон каждый день выпускал «маленькую газетку», где была информация о том, у кого какое задание, кто лодырь, а кто ударник. Редакция добилась открытия на улице ларька для продажи хлеба ударникам, а одной семье за особо активную работу установили громкоговоритель. В итоге здесь появились «культурный Красный садик», самодельные диваны, оборудованная волейбольная площадка, цветники, загорелись фонари, и 18 августа 1934 года жители провели праздник улицы.
Кстати, по данным краеведов, именно журналисты редакции были инициаторами переименования Извозной в честь героев-челюскинцев, посетивших Нижний Тагил. Вот и получила благоустроенная улица новое имя - Челюскинцев.
С именем Семена Гутсона связывают и поэтическую загадку. В 1930-х годах в «Тагильском рабочем» публиковали стихи о городе, о стройках и местных заводах. Автор – Лазарь Сливкин. Но человек с таким именем с газетой не сотрудничал, зато так звали знакомого Гутсона по службе в армии. Кстати, многие из потомков Семена Ефимовича, хотя и отдали предпочтение техническим профессиям, в свободное от работы время пишут стихи.
Летом 1941 года Семён Гутсон ушел добровольцем на фронт. Его жена Екатерина Михайловна осталась одна с тремя детьми, а в марте 1942-го у нее родились сыновья-двойняшки. Жили тяжело: скудный паек, продукты по карточкам, картофельные очистки, лебеда и крапива. По вспоминаниям детей, крапиву мама выращивала специально, чтобы у них были витамины. Делала грядки, старшие дети их охраняли. Однажды пришли и увидели, как их крапиву воруют, произошла драка не на жизнь, а на смерть.
Екатерина Михайловна была очень хорошей портнихой, ее научила шить мама Прасковья Дмитриевна. Прасковью в 14 лет отдали в графский дом гувернанткой, потом она вышла замуж за Михаила Чистова, и у них было 12 детей. Дочек она научила шить, и это пригодилось им в жизни, а для Екатерины стало способом выживания. Она шила на дому, обшивала всю тогдашнюю элиту, но делала это в ночное время, так как боялась конфискации швейной машинки, кормилицы семьи.
А командир стрелкового взвода лейтенант Семен Гутсон погиб 10 октября 1944 года в Польше. В восьмом томе сборника «След на Земле» ему посвящен материал Дины Вендер «Остались навек молодыми отцы…»