80 лет исполнилось Павлу Михайловичу Ферко - Почётному гражданину Каларского района Забайкальского края, Заслуженному работнику культуры, Ветерану труда РФ. Более 50 лет Павел Ферко отдал газете «Северная правда» и столько же является членом Союза журналистов России.
Союз журналистов Забайкалья присоединяется ко всем поздравлениям, которые сегодня получает Павел Михайлович, желаем долголетия, здоровья, журналистского любопытства и душевных сил!
Сама газета «Северная правда» через несколько дней отметит 84 года со дня основания.
Поздравляем Павла Михайловича и публикуем его воспоминания о работе в родной газете (выдержки из материала в «Северной правде»):
«В «Северной правде» мне очень повезло: за полвека жизни с районной газетой знал многих людей, которые работали в редакции и типографии. Люди разного возраста и характера, разного темперамента, разных национальностей и образования. Но всех их объединяло одно – стремление сделать газету нужной и интересной. И каждый из них внёс свой вклад в соответствии со временем, в котором жил и работал, своими возможностями и способностями.
<…>
Каким был район в конце шестидесятых? Население около трёх тысяч. Но проблем в его социально-экономической жизни было не меньше, чем сейчас. Три оленеводческо-промысловых колхоза, райпотребкооперация, её производственный участок в Нелятах, Удоканские геолого-разведочная и изыскательская экспедиции, комхоз, несколько сезонных поисковых партий и обслуживающие организации. Транспорт, связывающий райцентр с внешним миром, – самолёт Ли-2 два раза в неделю. Раз в неделю из Читы в Мую (Бурятия) через Тунгокочен, Усть-Каренгу, Средний Калар, Чару летал пассажирский Ан-2. А там три километра пешком до Витима, полчаса на лодке через реку (если докричишься) – и ты в Нелятах. В Кюсть-Кемду летом только на лошади или восемь километров через две болотины пешком. В Удокан («21-й километр», как его называли) или в Намингу – по подвесному мосту или паромом через Чару. В Чапо-Олого летом на лодке вниз по Чаре добирались на вторые сутки. Все эти километры прошли и проехали журналисты «Северной Правды».
Самые свежие новости страны редакция получала по огромному, напоминающему старый телевизор, радиоприёмнику в деревянном ящике, работающему на батареях, которые заряжали на аэрологической станции. Четыре раза в сутки диктор, как школьный учитель, медленно читал новости, сокращённо называя знаки препинания: «тчк», «зпт»… На случай, если батареи были разряжены, в редакции под потолком висела большая 30-линейная керосиновая лампа, вокруг которой вращалось кольцо, похожее на абажур. От лампы к радиоприёмнику тянулись проводки – это тепловая энергия, превращаясь в электрическую, питала его.
На грани десятилетий заметно стала меняться жизнь района, хотя в это время о БАМе ещё не говорили. Выросли объёмы изыскательских и геолого-разведочных работ. Две дизельные электростанции – районная и удоканская – почти беспрерывно давали свет, что позволило приобретать холодильники и телевизоры. Началось строительство новой школы в Чаре, административного здания райкома партии и райисполкома. Напряжённо работал по завозу грузов в район зимник Могоча – Чара. Удоканская геолого-разведочная экспедиция завозила специальными рейсами самолётов из Читы оборудование и продукты.
Жизнь района, а также газеты, я бы разделил на три важных этапа, которые примерно соответствуют времени и историческим задачам. Вторая половина тридцатых – начало сороковых годов – становление района, как новой административной единицы со своим центром в составе Читинской области, мобилизация населения на героический труд в период войны, развитие сельского хозяйства и разведка недр с одновременным изысканием под будущее гражданское и промышленное строительство. Это бы я отнёс к первому и наиболее трудному этапу. Обо всём этом газета информировала читателей.
Второй этап – подготовка и обеспечение условий для строительства Байкало-Амурской магистрали на Читинском участке. С этой задачей район справился, справилась и газета. Этап стал переломным в судьбе газеты. Укрепилась материально-техническая база редакции, была решена кадровая проблема, выросло качество полиграфической продукции. Все эти изменения произошли благодаря приходу в редакцию Анатолия Емельяновича Снегура. Работая редактором могочинской районной газеты, он неоднократно приезжал в наш район зимником. Как-то летом исполнял обязанности редактора «Северной правды», ушедшего в отпуск, а потом, в 1975 году, переехал с семьёй в Чару.
В ноябре 1976 года редакция въехала в новое здание общей площадью 400 квадратных метров. У каждого отдела свой кабинет, просторный красный уголок, три больших цеха в типографии, водяное отопление от своей котельной, гараж. В каждом кабинете, цехе, котельной – телефон и радио. Таких условий для работы журналистов и полиграфистов в районных газетах области, пожалуй, не было.
1978-1985 годы – самые интересные и трудные годы работы в газете. «Северная правда» тогда выходила три раза в неделю на четырёх полосах формата А3 тиражом более трёх тысяч экземпляров. Штат редакции вместе с типографией превышал 30 человек. Только творческих работников было восемь. Большинство имели высшее образование. Дух состязательности строителей БАМа передавался и нам – журналистам и полиграфистам. Не было такой недели, чтобы корреспонденты не выезжали на трассу. Ездили не только мужчины – Анатолий Тириков, Владимир Белов, Владимир Сандалов, Лев Румянцев, Виктор Волчков, Игорь Матвеев, Николай Додон, но и женщины – Галина Васикова, Татьяна Парыгина, Людмила Мурина, Наталья Арсентьева, Ольга Фонарёва, Валентина Астраханцева, Ирина Головкина. Лучшие зарисовки о людях писали Элла Александровна Кохан и Татьяна Фёдоровна Парыгина.
В типографии печатали не только бланочную продукцию для строительных организаций от Тынды до Северобайкальска, но и спецвыпуски газет «Забайкальский рабочий», «Комсомолец Забайкалья», «Северная правда» – «К «Золотому звену»», газет «Мосты магистрали» треста «Мостострой-10», «БАМ» ГлавБАМстроя, «Северный Байкал» Северо-Байкальского района Республики Бурятии.
Редакция большое внимание уделяла информации с места событий. Выезжая в командировки на лошадях и оленях, моторной лодке, вездеходах, автомашинах, вертолётах, самолёте или преодолевая десятки, а то и сотни километров пешком, корреспонденты знакомили читателей газеты со свежими новостями.
«Северную правду» не зря называли кузницей кадров. Журналисты повышали свой профессиональный уровень на выездных семинарах в редакциях районных газет, в Чите, на курсах, проводимых в Москве, Новосибирске, Красноярске, Китае.
По направлению редакции пятеро корреспондентов получили высшее журналистское образование, один полиграфист – среднее техническое. Три журналиста ушли работать на читинское радио, двое – в областную газету «Забайкальский рабочий», один – в «Амурскую правду» соседней области, четверо стали редакторами многотиражных газет. За свой труд журналисты награждены медалями, имеют почётные звания заслуженного профессионального работника Читинской области, Забайкальского края и России.
История «Северной правды» продолжается. И каждый может написать её по-своему. В этом коротком повествовании я рассказал о том отрезке времени, который знал лучше, потому что жил и работал в те годы».