Год назад – 16 января – в Петербурге Минюстом было официально зарегистрировано городское отделение Союза журналистов России. До этого несколько лет велись дискуссии о возможном объединении СЖР и Союза журналистов СПб и ЛО, либо о создании второго творческого объединения. Что показал первый год работы, еще и совпавший с коронавирусными ограничениями, - поговорили об этом с председателем отделения, главным редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дмитрием Шерихом.
«Зачем вообще эти союзы?»
- Я, конечно, могу начать с вопроса, который напрашивается сам собой – как прошел год. Но, собственно, «Лениздат» про вас – про отделение СЖР – писал. Мне интереснее другое: если бы вы знали, что все будет именно так, вы бы в 2019-м согласились стать председателем отделения?
- Думаю, даже с большей готовностью. Потому что коронавирусное время показало: общественные организации журналистов востребованы. У меня стаж членства в журналистских союзах лет 25, и все это время на слуху один вопрос: зачем вообще все эти союзы, если былых льгот и привилегий своим участникам они теперь не дают.
2020 год ясно показал: они нужны прежде всего для того, чтобы отстаивать интересы сообщества. Добиваться решения важных для отрасли вопросов, в том числе пробивать всевозможные чиновничьи стены. В этом году, например, мы выступали в защиту пострадавших коллег, боролись за право газетных киосков продолжить работу, долго бились за включение СМИ в перечень наиболее пострадавших отраслей.
Газетные киоски в городе заново открылись именно после нашего письма губернатору. А обращение Союза журналистов России и Национальной ассоциации телерадиовещателей к премьер-министру страны привело к тому, что отрасль, наконец, вошла в перечень наиболее пострадавших. Наше отделение тоже приняло участие в подготовке этого обращения.
Год был сложный, но невероятно интересный. Работы оказалось втрое больше, чем предполагалось, но и гордиться в результате есть чем.
- В чем же главные достижения года работы?
- Обозначу пунктирно.
Общероссийский журналистский проект «Адаптация»: придуман в Петербурге, реализован с участием многих регионов России. Больше ста эксклюзивных материалов, интервью, статей «о том, что потом» – каким будет наш мир после пандемии и какими будем мы в новом мире.
Городской Медиацентр по голосованию по поправкам в Конституцию – он работал в Домжуре под эгидой нашего отделения. Работал все дни голосования, с ежедневными пресс-подходами, круглыми столами и другими событиями. Из Медиацентра мы оперативно выступали с заявлениями в поддержку профессиональных прав коллег, в том числе журналистов «Медиазоны» и портала «ЗАКС.Ру».
Грантовый проект «Арт-журналистика»: его мы реализовали при поддержке Домжура и творческих организаций художников. Тут и выставка молодых художников, и дискуссии между мэтрами журналистики и искусствоведения – в том числе о том, как писать об искусстве в массовых изданиях.
Обычно спрашивают про финансовую помощь – она тоже была. Отделение пока еще не располагает большими денежными средствами, но мы ведь часть Союза журналистов России, поэтому принимаем участие в его программах. Благодаря этому смогли оказать адресную материальную помощь ветеранам журналистики.
Еще частый вопрос – про численность. Отвечаю: сегодня петербургских членов Союза журналистов России – более двухсот человек. Это при том, что приему ощутимо мешали ограничения, связанные с пандемией. Коллеги звонят, пишут практически каждый день: «как вступить в СЖР?»
Самая последняя история – с вакцинацией. Довольно долго пришлось добиваться, чтобы у наших журналистов появилась возможность приоритетной вакцинации от коронавируса. Наконец, она появилась, и в январские праздники 2021-го порядка 80 коллег были вакцинированы.
Одной из последних инициатив председателя отделения Дмитрия Шериха стало обращение к губернатору Петербурга с предложением учредить почетное звание «Заслуженного работника средств массовой Санкт-Петербурга».
- Что не удалось реализовать – из-за коронавируса, а может, и по другим причинам?
- Не буду жаловаться на обстоятельства, почти все реализовать удалось, хотя и пришлось где-то уменьшать масштаб мероприятий или сокращать число посетителей.
«Где тут сплоченность?»
- Когда отделение только появлялось, высказывались опасения по поводу сосуществования в городе двух журналистских организаций. То есть их может быть (и есть!) и больше, но у СЖ СПб и ЛО и отделения СЖР очень схожие функции. Как все-таки на ваш взгляд сложились отношения?
- Опасения и сегодня высказываются. Иногда за глаза, иногда в лицо, причем временами в довольно резкой форме. Гуляют вокруг и конспирологические теории об отношениях двух союзов.
Моя точка зрения за год не переменилась: не вижу, почему бы СЖ СПб и ЛО и петербургское отделение СЖР не могли товарищески сотрудничать.
У журналистского сообщества сегодня множество проблем, и не только из-за пандемии. Ситуация в мире, в информационном пространстве, в законодательстве быстро меняется. Недавно был скандал с блокировкой соцсетей Трампа – кто мог о таком подумать пару месяцев назад? А это ведь тоже часть новой реальности. Скорость доставки новостей сегодня стремительная, и какова при этом стратегия выживания традиционных СМИ, от газет и журналов до телевидения и радио?
А еще вопросы правового статуса журналиста, соблюдения его законных прав, сохранения наследия петербургской журналистики… Каждый из них лучше всего решается объединенными усилиями, во взаимодействии. Если по какой-то ситуации, проблеме единым фронтом выступят две организации – это лишь подтвердит значимость проблемы, да и голосу организаций придаст дополнительную силу.
К сожалению, пока сотрудничать двум союзам получается не очень, это во многом следствие коронавирусного времени. Надеюсь, все переменится. Лично я, как и мои товарищи по петербургскому отделению СЖР, для сотрудничества открыт.
Ну и не забывайте: у наших двух организаций большие «родственные связи». Несколько членов правления нашего отделения входят в секретариат СЖ СПб и ЛО. Председатель региональной коллегии Большого жюри СЖР является членом правления СЖ СПб и ЛО. И так далее. Так что мы и сегодня не чужие друг другу.
- Как главный редактор и журналист с большим стажем вы, конечно, многих коллег в городе знали и без отделения. Но все же за год работы прибавилось. Какие впечатления о городском медиасообществе? Насколько оно разобщенное или сплоченное?
- Разобщенное, к сожалению. Работы, задач, проблем у журналистов и у СМИ много, коллеги пашут, времени думать «за всех» элементарно не хватает. И конкуренция, от нее не деться: рекламный рынок сжимается, за рекламодателей идут сражения, где тут сплоченность?
Надеюсь, активность нашего отделения поможет переломить ситуацию. Ведь объединение усилий полезно не только сообществу в целом, но и каждому СМИ. Деньги рекламодателя всех проблем не решают, есть еще вопросы организационные, правовые, административные. Вот включили нашу отрасль в перечень наиболее пострадавших – и в результате многие СМИ по всей России, включая и те, что находятся сегодня в очень неустойчивом финансовом состоянии, смогли получить от государства ощутимую поддержку, причем во многих формах сразу. Больше тридцати тысяч СМИ!
Главная проблема – коммуникация
- Какие вы сейчас видите проблемы, которые нужно решать на уровне города? Над чем конкретно стоит поработать?
- Проблем много, но одна из главных – коммуникация. Горизонтальная, вертикальная, диагональная, какая угодно. Между журналистскими союзами. Между средствами массовой информации. Между журналистами. Между СМИ и властью. Между СМИ и всеми профессиональными сообществами, которые существуют в нашем городе.
Потому что в отсутствие нормальной коммуникации – а по многим направлениям она именно отсутствует – появляется почва для взаимного недоверия, для домыслов, для фейков. Работать тут есть над чем. И союзам, и журналистам, и чиновникам, и пресс-службам, да и не только им.
- Еще хочу спросить про вашего ближайшего «брата» - отделение СЖР в Ленобласти? Нет планов как-то с ним посотрудничать, шефство взять или еще как-то помочь им с развитием?
- У каждого отделения Союза журналистов России своя жизнь, свое юрлицо. Никто из коллег по Союзу – ни сверху, ни сбоку – не берет шефство и не дает настоятельных рекомендаций, как жить дальше.
А вот взаимодействие есть. Мы за этот год неплохо сработались со многими отделениями СЖР, в том числе Краснодарским, Ставропольским, Иркутским. С Ленинградским областным отделением у нас тоже хорошие отношения. И совместные проекты вполне возможны. Это преимущество большой общероссийской организации: если выходишь с каким-то интересным начинанием за пределы региона, всегда есть кому подхватить и поддержать.
Беседовала Елена Михина