Российско-германский дискуссионный клуб «Призма», созданный при поддержке властей городов-побратимов - российского Владимира и немецкого Эрлангена - , организовал в формате онлайн «круглый стол» о влиянии пандемии на жизнь людей. Одним из экспертов февральской встречи стал председатель Союза журналистов Владимирской области Александр Карпилович. Публикуем стенограмму его выступления:
- В отличие от любимого мною доктора Тогунова, сказавшего, что из-за пандемии коронавируса мы никогда не будем прежними, надеюсь, что совершенно другими мы не станем. Вирусы приходят и уходят, а всепобеждающая природа человека неизменна.
Как разъясняют вирусологи, в организме взрослого человека живет почти 3 килограмма микроорганизмов, в том числе вирусов. А возбудителями 40% случаев сезонных заболеваний, в частности, пневмонии, являются коронавирусы. Но на протяжении последних 20 лет - сначала на фермах, где разводили кошек и верблюдов, затем от летучих мышей в Ухане - появились новые серотипы коронавируса, природа которых не изучена. Возможно, вирусологи уже выяснили, какой коронавирус стал ведущим во всемирном распространении пандемии-2020, но журналистам об этом пока не сказали.
Экономический кризис, умноженный на пандемические ограничения, нарушил привычный уклад жизни людей и обострил претензии некоторых граждан к власти, взаимные обвинения, недоверие и, что совсем плохо, к силовое противостояние - например, в Нидерландах. В то же время, коронавирусная реальность дает нам шанс сформировать новую формулу доверия для сосуществования хрестоматийного и вечно недовольного друг другом триумвирата Власть-Общество-СМИ. А для этого требуются взаимный профессионализм и новая искренность. Об этом, собственно, и говорил обербургомистр Эрлангена Флориан Яник.
Не знаю, какая социология у наших партнеров в Эрлангене, но, по данным Союза журналистов, в России в начальный период пандемии существенно возросло доверие аудитории к традиционным СМИ и профессиональным журналистам. В отличие от социальных сетей, где предостаточно провокационных фейков, панических сенсаций или явных глупостей, профессиональные СМИ обязаны проверять факты и публиковать достоверную информацию. В 2020 году СМИ города Владимира подготовили тысячи новостных, просветительских и публицистических материалов, связанных с темой пандемии. И ни один из них не был фейковым.
К слову, немало владимирских журналистов являлось не только объективными хроникерами событий, но и волонтерами, которые помогали горожанам преклонного возраста или, например, медикам.
После объявления коронавирусного локдауна многие владимирцы перешли на работу в удаленном формате и редко выходили из дома. По данным Mediascope, за первые две недели карантина время просмотра традиционного российского ТВ выросло на 24%, прирост аудитории онлайн-киносервисов составил беспрецедентные 53%. Зрители ждали официальных новостей, чтобы разобраться в происходящем, и смотрели фильмы и сериалы, чтобы отвлечься. Молодежная аудитория, приверженная Интернету, также смотрела официальные телевизионные новости, чтобы сопоставить несколько источников информации и получить более достоверные сведения.
Но у этой «золотой журналистской медали» есть и другая сторона. Рейтинги традиционных медиа выросли, а рынок рекламы - рухнул. По тем же данным, более 90% СМИ, прежде всего печатных, заявило об уходе рекламодателей или о резком сокращении рекламных бюджетов. Одни рекламодатели отказывались от соседства с негативной темой коронавируса, которая объективно была в топе новостей. Другие ссылались на падение производства и потребительского спроса. Весной-летом 2020 года в некоторых сегментах рынка реклама упала на 70%, например, в туристском, гостиничном, развлекательном и ресторанном бизнесе - практически до ноля.
Без поддержки со стороны государства традиционные СМИ попали бы в ситуацию вынужденного дефолта. Поэтому, при лоббистском участии Союза журналистов и лидеров медиа-отрасли, СМИ были включены в перечень отраслей российской экономики, наиболее пострадавших в результате пандемии. Государственные меры поддержки предусматривали льготные кредиты, отсрочку по уплате налогов, мораторий на банкротство, снижение страховых взносов и другие преференции. Но преференции закончились, а пандемия продолжается.
Намеренно не говорю о цифровизации медиа и расширении интернет-аудитории, которая увеличилась на 25% - преимущественно за счет видеосервисов и русскоязычного Youtube, где время просмотра роликов выросло на 40%, а их количество - на 30%. Глобальная цифровизация - далеко не однозначная тема. Тема для особого разговора.
Если вы заметили, в пик эпидемии некоторые СМИ и сетевые ресурсы стали намеренно сокращать объемы негативной информации, замещая ее позитивом. Редакции смещали акценты из-за давления рынка и, возможно, исходя из неких идеологических рекомендаций своих владельцев. Наверное, с таким разворотом редакционной политики согласятся психологи, указывающие на рост агрессии во время пандемических ограничений. Но, с другой стороны, от псевдопозитивной трактовки событий пострадала объективность. И мы наблюдаем, что агрессия никуда не делась, потому что современное общество не желает быть обманутым.
Только что «человек и побратим» Петер Штегер рассказывал нам о прекрасных «антипандемических» стихах, которые сочиняют жители Эрлангена. Это прекрасно, но людям нужны не только стихи. Люди нуждаются в знаниях и объективной информации. И, знаете ли, обмене опытом по выходу из коронавирусного кризиса.
Поэтому, завершая, вернусь к риторическим вопросам, заданным в начале. Удалось ли власти и СМИ извлечь из пандемического кризиса первые уроки и сделать хотя бы предварительные выводы? Сможем ли мы разработать искомую формулу информационного доверия, которую воспримет уставшее общество? Надеюсь, эта тема будет продолжена экспертами клуба «Призма» и журналистами Владимира и Эрлангена. И, разумеется, желаю всем здоровья и всего самого доброго.