О вызовах современности говорили юнкоры газеты «Добрый пастырь» г. Чехов с главой Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, профессором МГИМО, главным редактором журнала «Фома» Владимиром Романовичем Легойдой.
- Один из серьёзных вызовов для человечества – развитие современных технологий. Пророчат даже восстание машин. Сейчас активно развивается искусственный интеллект. Смогут ли нейросети полноценно заменить журналиста?
- О специфике развития технологий в современном мире скажу так, как мне это видится. Если мы на простом графике отразим качественные изменения, которые принесли с собой информационные революции, то увидим, что между первой из них (появлением письменности) и второй (появлением книгопечатания) срок огромный. Далее между книгопечатанием и изобретением компьютера времени проходит меньше, а последствия компьютеризации намного значительнее - на нашем графике кривая резко взлетает вверх. А между появлением мобильного телефона и смартфона вообще совсем маленькое расстояние, но различия между ними огромные.
Важно понимать, что у любого процесса есть обратная сторона, как у любой медали. Например, письменность нанесла серьёзный удар человеческой памяти. Древние греки помнили наизусть «Илиаду» и «Одиссею», а современный человек с трудом осваивает «Скажи-ка, дядя…» Или возьмём смартфон. С одной стороны, он открывает колоссальные возможности, облегчая выход в Интернет, но часто эта доступность оборачивается невостребованностью. Помню, мне, старшекласснику, однажды дали на несколько часов машинопись запрещённой в Советском Союзе книги Карла Юнга «О бессознательном». Я её читал ночью, мало что понял, но у меня осталось ощущение прикосновения к какой-то тайне. Сегодня эту книгу Юнга можно найти где угодно на любом языке, а кто читает? Никто.
Один из вызовов нашего времени в том, что масштаб и скорость развития технологий невероятно возросли. И должно пройти время, чтобы достижения в технике стали культурой. Если этого не произойдёт, тогда какая польза от этих изобретений?
Говоря об искусственном интеллекте, воздержусь от каких бы то ни было категоричных высказываний. ИИ уже есть, он уже на многое способен - пишет тексты, музыку, рисует. На перспективу его дальнейшего развития существуют две крайние точки зрения. Одни считают, что ИИ сможет (и должен!) делать всё, другие – что останется что-то человеческое, ему неподвластное. На мой взгляд, истина где-то посередине. И сама внутренний конфликт ИИ мне представляется не в противостоянии рационального расчёта самой жизни, которая всегда богаче любого алгоритма. Думаю, что если проблемы и будут, то не те, которые мы сегодня предполагаем.
А ИИ – что ж? Он будет! Развитие науки мы не остановим. Однако приведу всем известный пример: вот нож. Им можно порезать хлеб и накормить человека, а можно человека убить. Святые отцы это называли пользованием и злоупотреблением. Если мы пользуемся возможностью ИИ написать новость, чтобы такие замечательные ребята, как вы, освободили время для чтения книг – то и слава Богу! А если ИИ пишет тексты, а мы выдаём их за свои, то это уже злоупотребление! Так что нравственная составляющая не в самом предмете, а в том, что ты с ним делаешь, в использовании этого предмета.
- Сможет ли общество потребителей воспитать созидателя?
- Ещё не так далеко ушло время, когда показателем качества изделия была его долговечность. А теперь вся экономика заточена на постоянное обновление продукции. Вся культура человечества от Аристотеля до наших дней работает на то, чтобы мы покупали новые модели, которые нам по большому счёту не нужны. Вот это – вызов!
Я не призываю сводить всё к минимуму. Недавно вновь перечитывал «Преступление и наказание», сцену, когда один из героев романа, Мармеладов, живущий в чудовищных условиях, говорит знаменитое: «Бедность не порок, но нищета – порок». В таких условиях человек если и может сохранить нравственное чувство, то на какой-то творческий, созидательный порыв он вряд ли будет способен. Однако не из лёгких также и испытание богатством. Тут вопрос скорее евангельский: где сокровище ваше – там и сердце ваше.
- Нам не безразлично, что наша страна находится в очень трудной ситуации глобального противостояния Западу. А чем мы, школьники, можем помочь? Что может в такой ситуации обычный маленький человек?
- Никто не может до конца осознать происходящее. Для того чтобы оценить любую ситуацию, должно пройти время, нужна историческая дистанция. А пока мы не знаем, как будут развиваться события, очень важно не пускать в своё сердце два чувства: страх и ненависть. Сейчас очень важно держать горизонтальные связи. Неверно представление, что есть власть, а есть мы – маленькие люди, от которых ничего не зависит. Это не так. Чем больше мы будем думать, что от нас ничего не зависит, тем больше от нас ничего не будет зависеть. В любом случае жить в мире, который сейчас создаётся, и управлять этим миром будете вы. Поэтому от того, что вы сегодня читаете, о чём думаете, к кому ходите в гости на чай, какие выпускаете газеты, как поддерживаете ребят на передовой – от этого будет зависеть, какой будет завтра страна.
Я не верю в «алгоритмы вообще». И у меня нет никаких рецептов. Моя задача – постараться не делать того, чего я не хочу, чтобы делали другие. Это «minimum minimorum» («необходимый минимум»), который я пытаюсь реализовать. Спасибо за этот разговор! Давайте помолимся?
Записала Анна Белоусова