16 декабря свое 95-летие отметил писатель, журналист, драматург, автор более семидесяти книг, сотен очерков и статей, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный гражданин Липецкой области Анатолий Борисович Баюканский.
В 2012 году вышла книга Анатолия Баюканского «Ради нескольких строчек в газете». Она о журналистике и о его 65-летнем служении газете. Вот как об этом событии написал тогда секретарь Союза журналистов Липецкой области Леонид Винников.
Главная книга
«Да, он — писатель, и как писатель издал несколько десятков книг. А последнюю, где каждая строчка — о личных рабочих буднях, удачных, а порою и не очень, но зато памятных, — посвятил газете. Той хлопотливой работе, которая взяла его, как любимая женщина, в плен и не отпускает до сих пор. Которая и радость, и отчаяние (когда строчки не вытанцовываются!), и любовь, и счастье. Словом, дело, в котором вся жизнь…
И читая ту или иную новеллу, я как наяву видел солдатика, одетого в продуваемую всеми ветрами шинелишку. В студеный мороз градусов под тридцать он на лыжах пробирался сквозь заснеженную сахалинскую тайгу неведомо куда. В редакции сказали: «Найди бойцов, которые аж с 39-го года сидят в каменных норах на берегах Татарского залива, охраняя его от возможных атак вероятного противника». И вот, проваливаясь по пояс в снег, юный корреспондент один меж вековых деревьев, и никого вокруг за сотни верст, и уже вечер, а в котомке только ломоть перемерзшего черного хлеба: что же делать? И вдруг зашевелился сугроб, и в черном отверстии открывшегося люка нарисовалось заросшее бородой лицо человека.
— Ты кто? — спросило косматое страшилище.
— А я корреспондент! — ответил перепуганный солдатик.
С той зимней поры 1946 года Анатолий Баюканский тысячу раз произносил эти слова: «Я — корреспондент!». И гордился тем, что принадлежит к неугомонному роду-племени журналистов. Шел он к этой профессии трудными дорогами. Дорогами, которые выпали на долю многих людей, рожденных в 20-е годы прошлого века. Он жил в Ленинграде, и не знал, что прекрасный город его детства и юности станет местом невиданных бед и страданий. В блокаду вся семья Анатолия Баюканского, а это почти двадцать человек, погибла от холода и голода. Он выжил и пошел предназначенной ему стезей дальше. Воевал с японцами, служил на Дальнем Востоке. Им заинтересовались в редакции военной газеты и пригласили на должность наборщика…
О Ксении и Володьке
Журналистика только внешне кажется профессией, которая завернута в праздничные одежды. Уже будучи в Липецке его пригласили в обком КПСС, где секретарь по идеологии спросил:
— Вы, кажется, пишете пьесу о Ксении Константиновой? Не советую.
— Но почему? — недоумевал корреспондент. — Она наша землячка, Герой Советского Союза.
— У нее отец — враг народа.
И вышел корреспондент на площадь, носящую имя самого справедливого человека на Земле — Ленина, в смятении и растерянности. Как быть? Куда идти, что делать? И сделал единственно правильное. Продолжил писать пьесу. И, может, в качестве награды за стойкость прозвучали слова все того секретаря-идеолога после завершения спектакля «Сестра милосердия» на сцене Липецкого областного драмтеатра.
— Ты знаешь, — сказал секретарь, оглушенный шквалом зрительских оваций и в адрес автора пьесы, и в адрес отца Ксении, засыпанного цветами, и в адрес актрисы, блистательно воплотившей образ героини, — ты знаешь, больше не приглашай меня на свои спектакли, у меня больное сердце…
И, прижав ладонь к левой стороне на заказ сшитого пиджака, секретарь ушел. Исполнять обязанности главного идеолога. Не подозревая о том, что в тот вечер главным идеологом для шестисот липчан, смотревших спектакль, был не он, а корреспондент областной газеты.
В этом качестве — инженера человеческих душ — журналист оказывался не один раз. Я читаю историю о том, как Баюканский искал Володьку — смельчака-пулеметчика, который в годы войны уничтожил около трехсот фашистских вояк и спас жизни сотен советских солдат. Корреспондент искал гвардейской стати воина, а нашел миловидную женщину. Фельдшера Добровского лесхоза Марию Щербак.
Она и была тем самым Володькой, которого командование представляло к званию Героя Советского Союза, да не удалась эта акция. По причине того, что воспылал страстью к пулеметчице один высокопоставленный командир, да вместо ответной любви получил оплеуху и не смог побороть гордыню: отозвал документы на Героя из штаба фронта.
Не получила Мария Щербак высокой награды, но мешками носили ей почтальоны на лесной кордон письма бывших фронтовиков после выхода в свет в Москве 200-тысячным тиражом книги Баюканского «Ее звали Володька».
Наша справка
Родился Анатолий Баюканский в Москве. Детство и юность провел в Ленинграде, где в октябре 1940 года стал учащимся ремесленного училища. Хотел получить профессию краснодеревщика, но планы нарушила война. Был призван в ряды народного ополчения: тушил зажигательные бомбы, выявлял лазутчиков. Его вместе с другими ребятами училища попытались вывезти на Большую землю по Ладожскому озеру, но они попали под артиллерийский обстрел немецких тяжелых орудий, и Баюканский, получив сильную контузию, был возвращен в блокадный город.
Во время блокады чудом остался в живых, его мама и большинство родственников погибли. После эвакуации из осажденного города работал на военном заводе в Сибири, а в 1943 году был призван в Красную Армию, участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, а затем, в конце 1945 года, и Северного Китая. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями, среди которых — «За оборону Ленинграда».
После демобилизации в 1949 году остался на Сахалине. Начинал наборщиком в военной газете «На страже Родины». Работал корреспондентом в СМИ Сахалина, Молдавии, Украины. Профессию журналиста считает лучшей на свете.
В Липецкую область Анатолий Борисович переехал в начале 60- х годов, жил в Ельце, затем обосновался в Липецке. Работал корреспондентом областной газеты «Ленинское знамя», в редакции газеты «Металлург», был пресс-секретарем генерального директора НЛМК. В 1996 году учредил газету «Лекарь», девять лет работал в ее редакции.