Владимир Дурнев. Для тех, кто давно живет в Ельце, это не просто имя. Это часть биографии города, неотъемлемая веха его истории. Потому что, раскрывая местные газеты, ельчане более полувека неизменно встречали эту подпись под снимками: «Фото В. Дурнева».
Сегодня Владимиру Герасимовичу за 80, но он, на удивление, все такой же – ироничный, не стареющий, живой как ртуть. И по-прежнему не расстается с фотокамерой.
С Герасимычем мне довелось не один год потрудиться вместе в елецкой городской газете «Красное знамя». И работали в паре, и бражничали не раз, и в гости я к нему частенько захаживал. На моих глазах рос его внук Ваня – теперь это высоченный атлет-красавец. В общем, поверьте, я знаю о Дурневе кое-что такое, что не входит в «официальную биографию».
К примеру, знаю, за что Володя получил внеочередной отпуск во время срочной службы на Балтийском флоте. Фотоделом он увлекался еще со школы, поэтому после призыва был направлен в учебный отряд, где получил военную специальность кинооператора и фотографа. А отпуском его наградили после того, как он умудрился сделать снимок некоего жутко секретного военного объекта одного потенциального противника. Причем через перископ подлодки. (Прости, Герасимыч, за разглашение военной тайны – теперь-то, думаю, уже можно).
Отслужив срочную, Дурнев вернулся домой и начал работать в газете – сначала в елецкой районной, потом в городской. Заочно окончил Московский институт культуры. Профессии фотокорреспондента он отдал всю жизнь.
Герасимыч не может жить без шутки. Скажем, представляя свою супругу незнакомому человеку, может сказать: «Знакомьтесь – моя первая жена, Надя». Человек, понятно, слегка в растерянности. Но тут же выясняется, что Надежда Павловна – в самом деле, первая, она же единственная, любимая и любящая жена Дурнева.
Что и кого только не снимал Владимир Герасимович за свою долгую, насыщенную жизнь! И не только в Ельце. Например, есть у него в архиве снимки горящего Белого дома в Москве – «подфартило» ему оказаться в столице аккурат в 1993-м году, во время смуты. А еще как-то однажды попросила меня коллега из лондонской The Independent проиллюстрировать ее газетный материал из Ельца. Я – к Герасимычу: выручай. Хелен осталась довольна снимком, я тогда передал от нее автору честно заработанный им гонорар (в долларовом эквиваленте).
В моей коллекции есть фото, где запечатлен бывший начальник Липецкого авиацентра генерал Николай Чага, только что приземлившийся с парашютом на елецком стадионе – День города тогда отмечали. На другом фото Дурнева идут вместе по зимнему Ельцу и весело смеются три человека – ваш покорный слуга, моя тогда еще маленькая дочь и Вячеслав Малежик – он на гастролях здесь был, а я интервьюировал артиста.
Кстати, а Герасимыч как-то в своей крохотной редакционной фотомастерской потчевал водочкой Марлена Хуциева. Режиссер тогда приезжал в Елец со своей съемочной бригадой, чтобы на этой чудесной старинной натуре снять несколько эпизодов для своего фильма «Мальчики». Зима, мороз. Дурнев походил, поснимал для газетного фоторепортажа вокруг кинематографистов, не мешая процессу. Видит – насквозь замерзшая девушка в ватнике. Выясняется – художник картины.
В общем, затащил Володя ее к себе в фотомастерскую (съемки велись буквально в ста метрах от редакции) и начал отпаивать горячим чаем. А тут и Марлен Мартынович пожаловал к нему: «Вы чего это у меня художницу умыкнули со съемок?». Девушка испуганным зайчиком рванула на улицу, на «рабочее место», а Герасимыч предлагает Хуциеву: «Вам с морозу чего-нибудь погорячее – или погорячительнее?» И дернули они тогда по рюмахе-другой.
Неисповедимы пути журналистские…
Самое, наверное, памятное для меня событие, связанное с Дурневым, произошло вот как. В Ельце меняли телевышку. Для монтажа обновки прилетел вертолет-кран. Вышку-старушку освободили от растяжек, удерживавших ее в вертикальном положении, прицепили толстенный трос и собирались сдернуть конструкцию армейским грузовиком в нужном направлении.
В ожидании этого события я прогуливался неподалеку. И вдруг эта старушка сама по себе, не дожидаясь команды, сложилась по секциям. И рухнула. В пыль развалив какую-то рядом стоявшую сараюшку. Я скакал из-под падающей вышки смертельно напуганным зайцем, а стоявший неподалеку Дурнев… Он успел поймать своим объективом этот исторический момент – металлическую стремительно складывающуюся махину! Момент, который, сами понимаете, длился какие-то доли секунды.
Знаю: Герасимыч давно мечтал издать фотоальбом со своими работами. И вот – наконец, свершилось. В издание вошли сотни снимков. Разумеется, много еще черно-белых – привет из СССР. Листаешь страницы альбома – и словно по музею идешь. Вот счастливые лица горожан на демонстрации 60-х годов. Вот цеха заводов – тогда еще вовсю работавших. Вот рождение очередного маленького ельчанина в роддоме…
Поклон тебе, Владимир Герасимович, за эту экскурсию по Ельцу. По времени.
Игорь Чичинов, журналист