В руках у старшеклассников ножницы, клей, фломастеры. Одной из редакционных групп пришла в голову оригинальная идея: вместо человека в центре ватмана черепашка-ниндзя, вооруженный мобильным телефоном, фотоаппаратом и диктофоном. Журналист «АП» ведет для учащихся лицея «Сигма» занятие по профориентации.
Сверхзадача
Встреча с десятиклассниками проходила в барнаульской библиотеке № 37. Общаться со старшими школьниками было волнительно. Я, конечно, работала раньше учителем. Но это когда было? Сейчас дети другие, более продвинутые, сфера интересов может диаметрально отличаться от того, что я решила им предложить. И потом одно дело – рассказать, как круто снимать ролики для соцсетей, выкладывать и собирать лайки, а другое – увлечь серьезной работой газетчика.
В современном мире электронное слово становится все более популярным. И объяснить детям, зачем нужны газеты, если у них всегда под рукой смартфоны, с помощью которых двумя кликами можно открыть любой информационный сайт и прочесть самые свежие новости, не так просто. Это и стало сверхзадачей журналистского мастер-класса. В конце занятия ответ на этот вопрос должны были сформулировать сами десятиклассники. И все получилось, как было задумано. Дети нашли ответ на сложный вопрос.
Рождается истина
А задание старшеклассникам дано было относительно простое, но увлекательное. 25 человек распределились на три творческие группы. Посмотрев ролик, подготовленный к 105-летию нашей газеты, прослушав небольшую вступительную речь о буднях редакции и о современных репортерах, ребята приступили к подготовке проектов. С помощью журнальных вырезок и собственных рисунков им предстояло создать реальный образ журналиста.
Одна редакционная группа представила репортера в гуще событий – на хоккейном матче с фотоаппаратом в руках, другая показала столичную девушку-журналиста на дорогой машине с айфоном, третья подошла к решению задачи с юмором, изобразив нашего брата супергероем.
Самая интересная часть мастер-класса – защита проектов.
К этому времени старшеклассники уже определились с названием своих команд. Первой была готова к выступлению творческая группа «Правда». Коллективу повезло, что в нем присутствовал корреспондент краевого детского издания «Сами». Во время защиты проекта ребята подробно остановились на кодексе чести журналиста, отметив, что он в любых обстоятельствах должен доносить до читателя правду. Также десятиклассники довольно подробно описали процесс «путешествия» журналистской заметки до момента ее появления на газетной полосе.
– Сначала корреспондент приносит заметку редактору, тот ее правит и отправляет корректору, затем – верстальщику. Когда газета сверстана, ее посылают по электронной почте в печать, – пояснила старшеклассница.
На дополнительный вопрос о том, как журналист поступит, если звезда, посетившая наш город, упорно не дает интервью, а редакции позарез оно нужно в следующий номер, старшеклассники тут же сориентировались.
– Сначала нужно связаться с помощником ВИП-персоны, выяснить график встреч звезды. Узнать, на каких площадках этот человек будет выступать, и в перерыве на одной из встреч с почитателями таланта задать необходимые вопросы, – ответила десятиклассница.
Вторая редакционная группа, «Супергерои», сделала акцент на коммуникабельности журналиста и его сверхспособностях, необходимых в поиске эксклюзивного материала. Немалую роль в этом процессе они отвели привлекательной внешности журналиста, поэтому каверзный вопрос от меня, как ведущей мастер-класса, был таким: «Как должен выглядеть корреспондент на приеме у губернатора и на сборе урожая в селе?»
Один из парней, защищавших проект, тут же выпалил:
– Губернатор любит официальный стиль, поэтому я надену на прием деловой костюм, чтобы заслужить его симпатию. А если поеду в деревню снимать, как собирают урожай, переоденусь в рабочую одежду, чтобы показать, что я тоже принимал участие в процессе.
Есть вопросы!
Третья группа, «Летописцы», ответила на главный вопрос, поставленный в начале мастер-класса: зачем нужны газеты?
Один из старшеклассников сказал:
– Газеты способны отразить жизнь целой эпохи страны и сохранить для будущих поколений. Она делает это объективно, со знанием фактов, цифр, черпает информацию из достоверных источников и при этом излагает все правильным литературным языком.
И ведь этот парень попал в самую точку. Нашей газете в этом году исполнилось 105 лет, она переживала несколько раз смену эпох, политического строя, но осталась преданна читателю в правдивом изложении событий, которые происходят в крае, стране и мире.
Мастер-класс закончился, но школьники не расходились. У них появилось много вопросов:
– Скажите, а если бы вам предложили поехать в Москву и выбрать СМИ, где бы вы стали работать?
– Как вы относитесь к Ксении Собчак как к журналисту?
– Где самый сильный вуз, обучающий профессии журналиста?
– Почему некоторых журналистов объявляют иноагентами?
У старшеклассников, несомненно, есть задатки репортеров. Ведь чтобы сформулировать такие вопросы, нужно следить за тем, что происходит в обществе, быть в гуще событий.
С некоторыми из десятиклассников мы обменялись телефонами, поскольку они захотели публиковаться в краевой газете. Такие публикации необходимы для портфолио при поступлении на факультет журналистики в любой вуз.
Что ж, здравствуй, племя молодое, незнакомое! Мы готовы к сотрудничеству, рады ответить на все вопросы по профессии репортера, которые вас волнуют.