Выездное заседание совета ветеранов журналистики Челябинской области прошло в гостях у известного ветеринара и зоозащитника Карена Даллакяна. Поездка в фонд защиты диких животных «Спаси меня» планировалась еще два года назад, но ей помешала пандемия. Знакомство с уникальным центром состоялось жарким воскресным днем августа и началось с сенсации.
Гостей пригласили посмотреть купание тигра Гектора. За три года беспомощный малыш с поврежденным позвоночником превратился в огромного полосатого красавца. Пьяный посетитель зоопарка пытался украсть тигренка и тянул его из клетки за задние лапы. Они и сейчас, несмотря на все усилия докторов, парализованы. Но Карен Даллакян научил тигра плавать, потом - ходить, владеть своим телом. И вот теперь мощная 150-килограммовая кошка сначала бросает в бассейн мяч, а потом прыгает за ним, с наслаждением погружаясь в прохладную воду.
- Прощайтесь с Гектором, - вдруг сообщает Карен Даллакян неожиданную новость.- Достигнута договоренность с Хабаровским центром реабилитации диких животных «Утес». Гектор переедет жить на родину уссурийских тигров, как когда-то Жорик. Об этом еще ни одно СМИ не знает. Там будет собственная территория и совсем другие условия. Жорику, между прочим, уже исполнилось 13 лет. Полосатые хищники в природе редко доживают до такого возраста, тем более после 19 операций и двух клинических смертей.
Карен с грустью гладит своего мурлыкающего питомца. Зоозащитник сделал для него все, что мог, теперь и с ним пришла пора расставаться.
Уедет из приюта и медведица Соня. В прошлом году истощенную до предела семимесячную малышку размером с кошку нашли прямо на трассе в Катав-Ивановск. Когда медвежонка привезли в приют, даже Даллакян не верил, что сможет выходить этого измученного карлика, потерявшего маму. Сегодня Соня – грозный медведь: рычит, угрожающе встает на дыбы, чем очень радует своих спасителей. Значит, ее можно будет вернуть в природу. И потому к ее клетке никого не пускают.
А вот рысь Марыся навсегда потеряла свободу. Не сразу замечаешь, что у этой роскошной кошки, готовой цапнуть тебя из-за решетки, нет задней лапы. Пять лет назад в холодную снежную зиму оголодавший зверь повадился в деревню Еткульского района за курами, гусями, собаками. Хозяин задранного прямо во дворе пса поставил капкан в конуре. Приманкой стала куриная тушка. Рысь попалась. Но никто не решался расстрелять дикого зверя, бившегося в капкане. Жена участкового позвонила Даллакяну.
Так в приюте появилось новое животное-инвалид, которое по закону еще нужно было выкупать у государства или усыплять.
- Наша Марыся изменила законодательство, - смеется Карен Вачаганович.
Он не любит рассказывать о переписке с чиновниками и хождениям по инстанциям. Главное – сумел добиться внесения поправок в закон.
Зоозащитник обратился с открытым письмом в министерство природных ресурсов РФ, после чего Госкомимущество, Росприроднадзор по Челябинской области и министерство природы РФ выступили с предложением к представителю Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергею Иванову внести изменения в законодательство: не уничтожать диких животных, попавших в аналогичную ситуацию, не выкупать с аукционов, а безвозмездно отдавать их некоммерческим организациям. Так трехлапая рысь с перебитым позвоночником изменила закон.
Мы идем от вольера к вольеру и ужасаемся глупости, беспощадности, недалекости бывших хозяев животных. Вот целая стая лис – их невозможно держать в доме, прежде всего из-за запаха. Это еноты, покусавшие своих хозяев. Слишком активные и жизнерадостные носухи. Семья нутрий. Крохотные косули, «спасенные» добрыми людьми, а, по сути, отлученные от матери, которая отводила от них намеренно людей, радостно выбегают на газон и принимаются общипывать цветы. Для них сотрудники приюта скупили все козье молоко в районе. Но в родной лес-то их уже не вернешь. Целая ванна с черепахами. У одной хозяйки их было 200 штук, она взмолилась: «Заберите!»
Невероятной красоты каракал был куплен за 600 тысяч рублей. Но жить в доме с пустынной рысью оказалось невыносимо.
Часть питомцев приюта – цирковые ветераны, которые больше никому не нужны. Это и обезьяны, и дикобраз, и страус эму – у каждого своя трагедия.
«Впрочем, так думаем мы, взрослые. А дети, - говорит Даллакян, - никогда не спрашивают, почему у нас живет пума без передней лапы или та же рысь Марыся. Дети видят, какие они игривые, веселые, как хотят жить. Старый страус «усыновил» цыплят, которые пробрались к нему в вольер, и теперь защищает их от всего птичьего двора и греет по ночам.
Мы услышали десятки потрясающих историй спасения диких животных и птиц. Это дело жизни самого Карена Вачагановича, всей его семьи и самоотверженных помощников. Одна из них - Лилия Васина - еще и музеем фонда зоозащиты «Спаси меня!» заведует, где тоже побывали ветераны-журналисты.
На выездном заседании совета ветеранов журналистики были избраны делегаты на предстоящую журналистскую конференцию от «первички». Ими стали Тамара Николаева и Лидия Панфилова. Заседание по традиции завершилось чаепитием с пирогами, в котором активно участвовал говорящий попугай какаду по кличке Кеша.
Нина Чистосердова