Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Роман Серебряный: Журналистам иногда надо показывать зубы

A A= A+ 11.07.2019
Роман Серебряный: Журналистам иногда надо показывать зубы

На минувшей неделе в Татарстане состоялся очередной фестиваль детской, юношеской и молодежной прессы «Алтын калэм - Золотое перо». Экспертом по мультимедийному направлению современной журналистики выступил секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный. Побывал Роман Александрович и в гостях у редакции «Казанских ведомостей».

«Газету покупают явно не ради новостей»

- Роман Александрович, сейчас газеты борются буквально за каждого подписчика, каждого читателя. Каково, на ваш взгляд, будущее бумажных газет? 
- Мне сказали, что по итогам подписки на второе полугодие число подписчиков «Казанских ведомостей» увеличилось. Поздравляю! Многие газеты по франшизе в регионах распространяются бесплатно. Они зарабатывают рекламой. Но, конечно, самая приятная зависимость газеты не от владельца и рекламодателей, а от подписчиков, читателей. И эта зависимость определяет независимость газеты. 

Важно понимать, для чего сегодня люди покупают газету. Явно, что не ради новостей. Для оперативных новостей есть интернет, соцсети, телевидение. 

У газеты другие плюсы. Во-первых, это бумажный продукт, для восприятия которого не нужны никакие дополнительные средства: ни интернет, ни телефон. Вдруг свет отключили или телефон разрядился - все, где новости? 

Во-вторых, то, что напечатано в газете, - это на века. Не зря же говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором». А о материалах, размещенных в интернете, такого сказать нельзя: там в любой момент в тексте могут что-то изменить или вообще удалить его с сайта.

Как не потеряться в море информационного мусора

- Газеты осваивают интернет, создают свои сайты. Но у многих сайт - это просто дублирование бумажной версии… 
- Дублирование никому не интересно. Надо четко знать свою аудиторию: кто читает бумажную газету, а кто просматривает ее сайт. Это разный потребитель контента, и поэтому подход к работе должен быть разный. Если, например, аудитория газеты 30 плюс, не надо пытаться заигрывать с 17 - 20-летними. Это бесполезно. Они как не читали, так и не будут читать это издание.

Да, аудитория уходит в соцсети. Авторы - в соцсетях, блогеры - это по сути конкуренты журналистов. Среди блогеров есть и профессиональные газетчики, но чаще всего это девочки, которые публикуют фото и видео: себя утром, себя днем, себя вечером... Это настоящий информационный мусор. 

- Как не потеряться в этом информационном поле? 
- Государство направляет огромные средства на поддержку СМИ, и если бы не эта поддержка, многие газеты давно перестали бы существовать. Это правда. 
Но газеты никуда не уйдут, хотя они неизбежно будут меняться. Надо учиться работать в новой среде. Единственно, что газеты могут противопоставить сплошному новостному потоку, - это контент другого уровня и качества. Мне как читателю газет не нужны вчерашние новости. Я их узнаю из интернета. Мне нужны статьи, интервью, репортажи, которые будут востребованы через неделю, две, месяц… 

А чтобы материал был «долгоиграющим», он должен быть не только актуальным, но интересно написан, чтобы вызывать эмоции. Газета может позволить себе возвращаться к героям своих публикаций, показывать, как развивается та или иная ситуация.

Это всегда работает, потому что читателям интересен результат, действенность печатного слова. 

Помимо этого, газете нужен современный дизайн, а также современная подача материалов. И сайты газет должны соответствовать времени. Объективно - сегодня все хотят смотреть видео. Значит, надо стремиться делать больше видеосюжетов, репортажей. Сегодня востребованы журналисты-универсалы, которые умеют и писать качественные тексты, и снимать видео, и делать фоторепортажи. 

Журналисты - четвертая власть, а не обслуживающий персонал

- В прошлом году подписано соглашение о сотрудничестве между союзами журналистов России и Республики Татарстан. Возможно ли в ближайшем будущем вступление татарстанского Союза журналистов в российский?
- Это непростой процесс, он идет постепенно, без спешки. Татарстан - уникальный регион со своими традициями, своими особенностями. Здесь одна из крупнейших журналистских организаций в России. И конечно, вопрос об объединении необходимо решать аккуратно, тактично, конструктивно. Важно, чтобы все стороны были услышаны и чтобы в итоге объединение всем журналистам было во благо. 

- Какие реальные перемены для татарстанского журналистского сообщества может принести вступление в Союз журналистов России?
- Вступление в Союз - это не только получение членского билета единого образа. Это возможность получения международной карточки журналиста, которая дает преференции при путешествиях, работе за границей. Это защита журналистов, работающих в горячих точках. В прошлом году мы добились учреждения звания «Заслуженный журналист России», которое предусматривает ряд льгот. 

К нам поступает до 20 обращений в день от журналистов из разных регионов страны - по юридическим вопросам, с просьбами проконсультировать по разным другим проблемам, и мы реагируем на каждый запрос, стремимся помочь.

Но вот такой подход «А что Союз может дать мне?» неправильный. Сначала надо спросить себя: «А что я могу дать Союзу? Могу ли проявить профессиональную солидарность?» Вот была история с арестом журналиста Ивана Голунова. К нему относиться можно по-разному, но мы объединились в защиту Ивана. В результате его освободили. Журналистам иногда надо показывать зубы. В некоторых ситуациях только так можно добиться того, чтобы с работой журналистов считались. Надо напоминать, что мы действительно четвертая власть, а не обслуживающий персонал. Да, мы должны поддерживать государственную линию. Мы же в одной стране живем и не должны допускать ее раскола своими высказываниями, которые разжигают рознь и сеют смуту. 


Ольга ИВАНЫЧЕВА; Фото: Фарит МУРАТОВ
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER