Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Вышел фильм «Южный Урал. Следы веков», созданный при участии членов правления Союза журналистов Челябинской области

 

В Челябинске и в районах Челябинской области стартовали открытые показы художественно-документального фильма «Южный Урал. Следы веков», созданного студентами и сотрудниками Южно-Уральского государственного университета.

Среди создателей фильма – два члена правления Союза журналистов Челябинской области. Автором сценария стала пресс-секретарь ректора ЮУрГУ Татьяна Строганова, а исполнительным продюсером – директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ».

«Наш  фильм стал логическим продолжением предшествующего масштабного проекта Южно-Уральского государственного университета — изданного восьмитомника «История Южного Урала», - рассказывает Татьяна Сергеевна. - Это было событие всероссийского масштаба. Прежде чем сесть за сценарий, я прочитала этот фундаментальный труд, взяла интервью у девяти(!) экспертов. Сценарий создавался 9 месяцев. Было сложно, но очень интересно!

У нас есть телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», которая успешно работает уже 18 лет. В свое время она стала первой и до сих пор является единственной студенческой телерадиокомпанией России. Кстати, бессменный директор «ЮУрГУ-ТВ» Сергей Гордиенко — исполнительный продюсер фильма — создал нашу съемочную команду. А редактор телекомпании Ольга Марусеева приложила немало усилий для того, чтобы съемки в 30 локациях проходили в комфортной атмосфере.

Необычный жанр. Художественно-документальный фильм — такого еще не было. Мы отошли от стереотипных вариантов. Это не расширенный телесюжет с комментариями экспертов, к чему привыкли зрители. В центре внимания колоритный художественный образ Южного Урала, придуманный режиссером Матвеем Шолоховым и запечатленный оператором Даниилом Рукавицыным. Главный герой Сергей — тоже, к слову, наш студент и в фильме, и в жизни — заинтересовался историей Южного Урала. Благодаря восьмитомнику, он погружается в контекст, совершая реально-виртуальное путешествие вглубь веков».

На премьере фильма, которая прошла в сентябре в кинотеатре имени А.С. Пушкина, побывали губернатор Челябинской области Алексей Текслер и другие почетные гости.

В начале работы над проектом команда создателей фильма задалась целью познакомить зрителей с открытиями ученых университета и привлечь туристов.

«Слоган нашего фильма — эстетическое путешествие в прошлое и настоящее. Мы хотели не просто рассказать об интересных исторических фактах и показать красивые места нашего региона, мы создавали эстетичный и атмосферный образ Южного Урала, чтобы зрители вместе с нашим главным героем отправились в путешествие, -  комментирует свой творческий замысел  Матвей Шолохов. - Во время съемок мы много колесили по региону. Переходили реки вброд, терялись в лесах, поднимались в горы... Преодолевая трудности, съемочная группа стала одной дружной семьей».

А трудностей на пути к локациям было немало. Из-за непогоды только со второго захода ребятам удалось добраться до Игнатьевской пещеры. Очень сложным был подъем на Таганай во время бури и проливного дождя. Том «Истории Южного Урал», который взяли в эту поездку, в итоге стал непригоден для съемок. Пришлось оставить книгу в избушке на вершине горы. Зато том пригоден для чтения. Теперь туристам будет чем заняться, пережидая дождь.

Главный герой  стремится к знаниям, добывает их самостоятельно. Его влекут путешествия. Интересен образ-символ дневника с записями ученых, который Сергей берет в путь. В конце фильма герой закрывает прочитанный до конца дневник и уносит его с собой. Все знания, которые молодой человек получил благодаря восьмитомнику «История Южного Урала», остались с ним навсегда.

Исполнительный продюсер фильма Сергей Гордиенко убежден, что опыт участия  в таком масштабном проекте будет очень полезен для молодежи.

«Мы сознательно ушли от стандарта, шаблона. Все подано через ощущения героя. Благодаря этому большой массив исторической информации воспринимается легко. Не случаен и выбор хронометража. Для молодого зрителя это особенно важно. Долго смотреть информативно насыщенный фильм очень сложно. Хронометраж нашей картины — полчаса. И это время, по откликам зрителей, проходит стремительно. В памяти остаются образ края и образ нашего университета. В процессе работы над фильмом каждый член съемочной группы чему-то учился. Наши студенты — режиссер картины Матвей Шолохов и оператор Даниил Рукавицын — порадовали своими творческими находками».

Оператор-постановщик фильма Даниил Рукавицын признался, что с точки зрения оператора, фильм невероятно сложный.

«Огромная благодарность команде, которой пришлось доставлять до далеких и совершенно диких природных локаций тяжелую дорогостоящую технику! Сразу вспоминается Таганай. Высота 1170 метров, ночь, темнота, на нас — огромное количество сумок, а внизу груда курумников, и не видно ни одной отметки тропы... Впрочем, логистические сложности для команды — не единственная проблема. Для меня, как для оператора-постановщика появлялись вызовы, влияющие на качество результата на экране.

Натурная съемка — это постоянно меняющиеся облачность, жесткость солнца, неровная поверхность, холод, жара, дожди, туман, грязь и прочие природные прелести. Но, несмотря на большое количество проблем, зрители нашего фильма никогда не узнают, с чем нам пришлось столкнуться, и почему было так сложно. А это главный показатель целостности и качества нашей работы».

Сергей Качко, студент ЮУрГУ, исполнивший главную роль, при первом просмотре фильма испытал смешанное чувство — и радость, и грусть.

«Скажу честно, в некоторые моменты во время съемок ну прямо очень тяжело было. А когда смотришь фильм, все это забывается. Вспоминается только хорошее, смешные моменты. На Аркаиме, к примеру, на ранней заре я пытался рукой провести по траве, а в кадр не попадал. Мы были злые и сонные (смеется). На горе Шаманка по спирали, выложенной камнями, долго ходил какой-то мужчина во всем белом. Мы пытались сделать так, чтобы его не было в кадре. А когда пришло время вести съемки с коптера, оператор подошел к этому человеку и вежливо попросил отойти, дать возможность сделать нужные кадры. При этом мужчина просто прошел мимо, сделав вид, что нас для него не существует (смеется).

А порой было действительно страшно... Когда пришли на Зюраткуль, увидели большие волны. Сотрудники лодочной станции предупредили, что лодку может перевернуть. Глубина там серьезная, а я... плавать не умею. Ну, думаю, справлюсь как-нибудь, не подводить же съемочную группу. На реке Ай я вообще попал в сильное течение. Гребу-гребу — а лодка с места не сдвигается. Потом каким-то чудом вырулил.

Вообще, когда меня пригласили на роль, сразу предупредили, что о личной жизни придется на время позабыть. Так что ожидания легкого процесса съемок у меня не было. Те испытания, с которыми мы столкнулись, я принял как должное. А вот мои ожидания о красотах Южного Урала не оправдались. Все было еще прекрасней!».

 

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER