Как уже сообщал Союз журналистов Владимирской области, в числе дипломантов Профессионального конкурса Союза журналистов России на Лучшее журналистское произведение 2021 года - два владимирских журналиста: Силаева (Платанюк) Мария Олеговна, шеф-редактор ГТРК «Владимир», за репортаж «В Суздале разрушается «Дом Бальзаминова» и Устинова Анна Павловна, собственный корреспондент по Владимирской и Рязанской областям Информационного агентства ИТАР-ТАСС, за репортаж «Спасти спасителей. Как под Владимиром лечат от усталости детских врачей».
Редакция сайта СЖ обратилась к Марии и Анне с просьбой подробнее рассказать о своих работах, принимавших участие в конкурсе и получивших признание жюри.
Мария Силаева (Платанюк) (ее репортаж можно посмотреть здесь https://vladtv.ru/culture/119657/):
Региональные журналисты должны быть «универсалами», но всё же так важно найти темы, которые будут особенно близки. Много лет, наряду с сюжетами об экономике, политике, общественной сфере и медицине, я снимаю репортажи об истории и культуре нашего края.
Репортаж, отмеченный Союзом журналистов России, посвящён судьбе «кинодома» в Суздале, который «сыграл» одну из главных ролей в легендарной картине Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова». Он вошёл в историю кинематографа, но сейчас находится в аварийном состоянии. В гости к Мишеньке Бальзаминову можно отправиться и сегодня.
Кадры картины оживают по улице Старой, 13, напротив старинной пятиглавой Антипиевской церкви. С приметными, будто лубочными куполами. «Дом Бальзаминова» давно стал одной из достопримечательностей Суздаля - «Русского Голливуда». Во дворе дома-музея под открытым небом любого гостя радушно встретят, проведут экскурсию, о малоизвестных фактах съёмок расскажет жительница Суздаля Татьяна Давыдова, главная хранительница «Дома Бальзаминова».
Дом, возведённый ещё в 1878-ом, в первой трети двадцатого века у местного шорника Тетерина выкупил прадед Татьяны. Кстати, в съёмках «Женитьбы Бальзаминова» принимала участие бабушка Татьяны Давыдовой - Тамара Фёдоровна Садкова. Дом остро нуждается в помощи. О проблеме я узнала через соцсети, мы познакомились с Татьяной, договорились о встрече.
На съемочной площадке со мной работал талантливый оператор ГТРК «Владимир» Андрей Синягин. С ним журналист всегда может быть уверен в результате. Записывая стендап в «том самом дворе», увидев самовар, идентичный «бальзаминовскому«, мы с Андреем решили вспомнить кадры любимого уже несколькими поколениями фильма. А за монтаж я благодарю настоящего профессионала своего дела - Наталью Шалугину.
По словам экскурсовода Татьяны Давыдовой, её семья будет рада любой посильной помощи в деле восстановления «кинодома». И прежде всего- рукам. Нужны плотники, реставраторы, волонтёры. Первые изменения – есть. Уже этим летом удалось укрепить крыльцо в «бальзаминовских» владениях. И это первый шаг на пути сохранения «дома с киноисторией». Я по-прежнему на связи с героями сюжета - Татьяной и её дочерью Ольгой. Переменам был посвящён и недавний материал «Вестей». Татьяна Давыдова, кстати, очень мечтает создать выставку, посвящённую легендарной кинокартине. Её основой станут уникальные фотографии из семейного архива. Надеется экскурсовод «Дома Бальзаминова» и на сотрудничество с сотрудниками «Мосфильма». Её идея - обмен материалами.
Анна Устинова (ее репортаж можно прочитать здесь https://tass.ru/obschestvo/11440637?fbclid=IwAR3-zyPElsp4ecX1OECKO_TIWw8oOjvsw4VBRhgQs_J-mGpN6LdMEDumgTo):
Моя основная работа – новости, которых за время работы в ТАСС вышло уже около 9 тысяч. Повестка очень плотная, и чтобы редакция на несколько дней отпустила для написания репортажа, тема должна быть действительно неисписанная и проработанная. Первую новость про благотворительный фонд «Шередарь» я написала в сентябре 2013 года, практически в момент создания организации. Тогда владелец отеля и языковой школы Михаил Бондарев только собирался построить под Владимиром центр реабилитации для детей, перенесших рак.
Затем выходили заметки про сами программы, открытие веревочного парка, проведение фестивалей социального кино. Я часто думала о том, что в «Шередаре» делают много такого, чего не передашь стандартным сообщением из шести абзацев – на ленту ТАСС не встанут улыбки детей, эмоции волонтеров, слезы родителей. Это совсем не новостные составляющие, но определяющие, и отразить их на ресурсах агентства мне хотелось. В общем, идея сделать для сайта репортаж о «Шередаре» не отпускала меня несколько лет.
Поехать в «Шередарь» для подготовки репортажа изначально планировалось весной 2020 года, но тогда все отменилось из-за пандемии. А через год из фонда в почту пришел небольшой релиз о том, что они получили грант на реализацию специальной программы по реабилитации детских врачей московских больниц. И мы решили ехать.
Понимание того, из чего будет состоять текст, сложилось еще до поездки в командировку. Я ехала за эмоциональными историями врачей, уставших за время пандемии, которые приехали сменить обстановку и отвлечься от повседневности. При этом мы сразу решили, что текст должен быть светлым и жизнеутверждающим, потому что также рассказываем историю о нужной благотворительной инициативе «Шередаря». Героями должны были стать медики, попавшие на реабилитацию, волонтеры и сотрудники фонда. Они приехали на отдых целым отделением, это обстоятельство, честно, говоря, немного мешало работать – не хотелось лишний раз отвлекать уставших медиков на рабочий негатив, да и разговорить врачей на лирику – всегда непростая задача. Чтобы найти с ними общий язык, пришлось на выходные влиться в коллектив и участвовать во всех придуманных психологами активностях. Думаю, старания не прошли даром, потому что довольно недоверчивые на старте программы, на второй день в «Шередаре» люди подходили и советовали мне героев для репортажа.
После выхода текста учредитель «Шередаря» разместил ссылку на публикацию у себя в соцсетях и написал, что материал вышел вовремя, в период набора детей и волонтеров на новую смену (в интервью меценат рассказал, что фонду сложно набирать людей для своих проектов). Этот результат – точно не итог нашей совместной работы с «Шередарем». Новости о них будут и дальше, а может быть, еще один репортаж.
Секретариат Союза журналистов Владимирской области поздравляет Марию Платанюк и Анну Устинову с успешным участием в Профессиональном конкурсе Союза журналистов России на Лучшее журналистское произведение 2021 года и желает новых творческих побед!
На снимках: Мария Платанюк и Анна Устинова вместе с героями своих репортажей