Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

В Москве презентовали рейтинг дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран

A A= A+ 26.02.2024 Москва

 

26 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла презентация ежегодного мониторинга и Рейтинга коммуникационных режимов постсоветских стран. Исследование третий год подряд проводит Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) - партнёр Союза журналистов России. Методология и технология мониторинга разработаны в НИИРК и не имеют аналогов.
В этом году в работе приняли участие более 400 зарубежных и российских экспертов (что в два раза больше, чем в прошлом году). Проведен ивент-анализ событий в 16 постсоветских странах, контент-анализ государственных документов, заявлений лидеров стран, медиа ресурсов за 2023 год, а также опрос экспертов.

Рейтинг презентовали:

  • директор Национального исследовательского института развития коммуникаций, д.э.н. Владислав Иванович Гасумянов;
  • заместитель директора Национального исследовательского института развития коммуникаций по научной работе, руководитель мониторинга коммуникационных режимов, д.с.н. Валентина Вячеславовна Комлева.

В обсуждении приняли участие:

  • заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Антон Львович Рыбаков;
  • проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России, д.ю.н., д.п.н. Олег Геннадьевич Карпович;
  • сенатор РФ, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федорович Кондратюк;
  • президент Российской ассоциации по связям с общественностью, руководитель Центра исследований политических элит ИМИ МГИМО (У) МИД РФ, Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Николаевич Минченко;
  • российский политический деятель, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Аркадий Николаевич Свистунов;
  • член наблюдательного совета НИИРК, в прошлом возглавлял  Академию внешней разведки, генерал-лейтенант, д. ю. н, к. и. н. Николай Петрович Грибин.

Десять стран вошли в список дружественных коммуникационных режимов (Южная Осетия, Беларусь, Абхазия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Армения), одна – относительно дружественной (Грузия), и пять оказались на последних позициях рейтинга с отрицательными показателями (Украина, Латвия, Литва, Эстония и  Молдова).
Республика Южная Осетия впервые участвует в Рейтинге дружественности коммуникационных режимов, страна заняла первое место в Рейтинге – 93,5 балла. Нормы, правила коммуникаций Южной Осетии во многом синхронизированы с российскими подходами и развиваются в направлении формирования единого информационно, социально-экономического, культурно-исторического пространства, на основе взаимной внешнеполитической поддержки и союзнических отношений.
Беларусь заняла второе место в Рейтинге дружественности коммуникационных режимов, набрав 87,6 баллов. Второе место этой республики в рейтинге дружественности обусловлено тем, что  в 2023 г. в мониторинг введены две новые страны – Южная Осетия и Абхазия, которые заняли первое и третье место соответственно. Абхазия набрала 81,4 балла.
Далее  в порядке убывания: Кыргызстан – 60,3 балла, Таджикистан  – 58,7 баллов, Узбекистан – 55,2 балла, Азербайджан – 50,1 балл, Казахстан – 50 баллов, Туркменистан – 47,1 балл, Армения – 46 баллов, Грузия – 12 баллов.
А Молдова по результатам опроса 2022 года была относительно дружественной страной, однако в этом году ситуация изменилась. Республика набрала минус 16,1 балла.

В ходе презентации участники дискуссии поделились своим мнением об изменениях в области коммуникаций с постсоветскими странами и дали оценку Рейтингу 2023 года.

Владислав Иванович Гасумянов выделил несколько причин, которые влияют на динамику коммуникаций в Россией (часто отрицательную):

«Во-первых, усилилась поляризация. Причинами являются фундаментальные различия в понимании политическими элитами ценностей будущего мироустройства. Происходит подмена международного права ситуативными правилами игры с нелегитимными арбитрами. На этом фоне сформировалось два мировых полюса – Запад и Мировое Большинство (страны Азии, Евразии, Африки, Латинской Америки и др., объединившиеся в форматы БРИКС, ШОС, ДН и др.). Между этими полюсами сложилась биполярная идеологическая конфронтация.
Часть стран постсоветского пространства встроилась в западную модель (Латвия, Литва, Эстония). Часть - находится в переходном состоянии (Украина, Молдова, Грузия) с ориентацией на Запад.
Армения и Азербайджан являются колеблющимися странами. Мы назвали это флуктуирующий коммуникационный режим. Другие страны, судя по принимаемым решениям, выбрали Мировое Большинство. С этими странами возможно как полномасштабное сотрудничество (например, Беларусь, Южная Осетия, Абхазия), так и сотрудничество по отдельным направлениям».
«,,,» «Вторая причина изменений в коммуникационных режимах стран - это глубинный цивилизационный раскол. Растет конкуренция религий, языков, культур, ценностей. Россия стала лидером борьбы за сохранение традиционных ценностей, за право стран сохранять свои культурно-цивилизационные коды и самобытность».

«....»
«Третья причина динамики коммуникационных режимов – появление новых оснований для трансграничной кластеризации. Основаниями этой кластеризации является отношение к России и русским. Например, антироссйский кластер сформирован странами Прибалтики и Украиной.
Другим основанием новой кластеризации, которая проявит себя в будущем, является искусственный интеллект. Бо́льшая часть постсоветских стран не являются лидерами ИИ и вряд ли будут такими в ближайшее время. Поэтому будут зависеть от лидеров ИИ. Соответственно, их коммуникационные режимы тоже будут зависеть от этих стран».
 

«Следующая причина динамики коммуникационных режимов - это усиление фактора военной силы. В зависимости от вовлечения в военно-политические блоки или отношения постсоветские страны формируют свой общественно-политический дискурс и правила отношений с Россией и к России. Под влиянием этого фактора трансформируются системы региональной безопасности».

Валентина Вячеславовна Комлева рассказала собравшимся про структуру, методологию рейтинга и его результат по каждой стране-участнице, выделив общие тенденции в отношении к России у стран, участвующих в рейтинге:
* Все более очевидно проявляются особенности мировоззрения новых поколений граждан и элит, у которых не было опыта жизни в СССР, у них ограниченные и политизированные знания о вкладе Российской империи и СССР в развитие их стран и обретение их государственности, они не участвовали в формировании постсоветской модели отношений в 1990-е г, не неся ответственность за ранее достигнутые договоренности и в ряде случаев пересматривает их, оставляя свой след в истории.
* Отмечается конкуренция культурно-цивилизационных миров и тенденции к интеграциям в форматах:
1) русской (российской, советской) цивилизации (Беларусь, Приднестровье, Южная Осетия, частично Абхазия, частично Кыргызстан);
2) тюркской цивилизации (Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан);
3) западной цивилизации (Латвия, Литва, Эстония, Украина, Молдова, Грузия, частично Армения).
* Растет вес экономических коммуникаций, которые будут определять внешнеполитические векторы этих стран.
* Идеология недружественности продолжают опираться на концепт «неоколониализма» с апеллированием к истории Российской империи, объяснением понятия и признаков «колониальной политики». Негативные контексты из прошлого переносятся на настоящее, и Россия представляется новому поколению как агрессивная недружественная страна.
«Иными словами, мы констатируем факт политизации истории и выборочной негативной маркировки отдельных стран. Наибольшим изменениям подвергаются условия для медиакоммуникаций, историческая политика, языковая политика», - завершила свой доклад научный редактор рейтинга дружественности.

В своем приветственном слове Евгений Николаевич Минченко отметил, что динамика изменения рейтинга по сравнению с предыдущими годами выглядит тревожно. «Меня тревожат такие страны, как Казахстан, Армения и Молдова. Потому что Казахстан в свое время был пионером интеграции на постсоветском пространстве.  А Назарбаев  был главным идеологом  различных интеграционных процессов на постсоветском пространстве.  И тот факт, что Казахстан в рейтинге 2023 года сдвигается по показателям, выглядит достаточно тревожно.
Что касается Армении, то власти этой страны заигрались в такую игру, когда любые свои ошибки и недоработки, они списывают на Российскую
Федерацию. И это постоянное колебание - вбрасывание каких-то идей, потом отскакивание назад, характеризует сложившуюся ситуацию между нашими странами не в лучшем виде».

Карпович Олег Геннадьевич вспомнил про 15  тыс. незаконных экономических санкций против России, отметив, что сейчас наша страна председательствует в БРИКС: «Это открывает для нашей страны активные возможности, чтобы рассказать честно всему миру, что происходит на территории Украины, что происходит у наших государств-соседей». Спикер также напомнил, что есть такое пространство, как ближнее зарубежье. «Это пространство в разделе концепции внешней политики находится на первом месте. Ближнее зарубежье для нас наиболее важное, скажем так, территориальное образование государств-наших соседей, бывших советских республик, с которыми мы должны научиться строить отношения добрососедства, научиться начинать слышать друг друга и слушать».

 Николай Петрович Грибин отметил, что рейтинг не имеет аналогов, это колоссальный инновационный труд, честный взгляд на сложившуюся ситуацию. «Я довольно долго проработал в системе иностранных дел и Владислав Иванович согласится со мной, что во всей нашей внешнеполитической империи всегда, пусть чуть-чуть, но присутствует (особенно в советское время, когда прошел Съезд - надо подстроиться) некая предвзятость и манипулирование ситуацией в свою угоду. Здесь чистый, честный, абсолютно деловой подход к проведению и анализированию рейтинга».

Как депутат Госдумы Аркадий Николаевич Свистунов отметил важность этого рейтинга для его работы, в частности особый интерес вызывает межпарламентская коммуникация. Спикер также вспомнил политику железного занавеса, в которой нас обвиняли многие страны, «а сейчас они сами это сделали - вот как мир перевернулся. Это с одной стороны так, а с другой: отменяются и видоизменяются какие-то векторы, но глобальное сотрудничество продолжается, его невозможно остановить. Просто работа перестраивается на другие рынки, другие коммуникации. И мы видим, что вот эти страны-участники рейтинга будут сейчас выбирать своих лидеров. Сейчас лидер Китай - все это понимают. И наше сотрудничество с Китаем для них будет очень-очень важно». 

Николай Федорович Кондратюк говорил, как важно доносить этот рейтинг до молодежи стран-соседей России, как важно развивать НИИРК свои представительства в других странах, и констатировал, что всем официальным структурам и ведомствам «надо внимательно посмотреть, на каких участках нам надо усилить свою работу».

Антон Львович Рыбаков - с его слов - представитель того сообщества людей, работой которого является развитие отношений со странами-соседями, которые участвуют в рейтинге. Поэтому от отметил важность и нужность проведенной работы и заметил, что чем больше подобных рейтингов накопится у НИИРК, тем проще и лучше будет ему выполнять свою работу. «Для нас, Управления Администрации Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, этот рейтинг представляет не только познавательный, но и вполне практический интерес. При всей очевидности положения стран в этом рейтинге, мы отмечаем большой смысл этого продукта. Он отличается систематизацией этих знаний, этой информации, и структурированием того, что является важным, является определяющим. Это должно определять отношения с теми или иными государствами. Это с одной стороны. А с другой - смысл любого рейтинга - это показать развитие ситуации в динамике. Сейчас мы находимся на презентации третьего такого рейтинга. Чем больше их будет становиться, тем больше материала для сравнения и анализирования сложившейся ситуации в мире мы будем иметь».

Документ будет отправлен для работы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, в государственные органы, занимающиеся внешнеполитической деятельностью, а также в вузы и научные организации.

*

Подробнее с результатами мониторинга можно познакомиться в Электронной версии Рейтинга 2023 года, которая будет опубликована на сайте НИИРК https://nicrus.ru

Фоторепортаж по ссылке:  https://disk.yandex.ru/d/U29MEM0y4F17XQ

Видеозапись мероприятия доступна на сайте НИИРК.

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER