Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

В Гуманитарном университете Екатеринбурга «судились» будущие правоведы и журналисты

 

Города Бажовска на карте Свердловской области нет. Зато в медийно-правовом пространстве он теперь существует. Это придуманный город, в котором произошел целый микс из непридуманных историй. Их смешал в пахучем флаконе сюжет для игрового процесса.

В Гуманитарном университете Екатеринбурга будущие правоведы и журналисты учатся не просто под крышей одного вуза, но даже на одном этаже. Сосуществуют сами по себе. Однако на днях дело дошло до суда. По счастью, учебного. Модельного процесса-реконструкции с участием студентов и преподавателей сразу двух факультетов — журналистского и юридического.

Вообще, игровые суды на Среднем Урале проходят уже больше двадцати лет. Участниками первого совместного с областным судом были студенты Уральского юридического университета.

С 2007 года к модельным процессам подключились и студенты-журналисты. Организаторами выступили Уральский федеральный университет, пресс-служба областного суда и региональный союз журналистов (СТСЖ). В 2016 году к ним присоединились кафедра судебной деятельности УрГЮУ и институт прокуратуры Уральского государственного юридического университета.

Не забыли и школьников. В 2014 году Березовский городской суд с помощью СТСЖ сделал игровые процессы-реконструкции постоянной формой правового просвещения подростков. А сам стал местной «фабрикой грёз» по производству сценариев муткортов — так на языке юристов называют учебный состязательный процесс.

В ноябре 2018 года процесс-реконструкция по «березовскому» сценарию состоялся в Кировском районном суде Екатеринбурга. Здесь уже участниками стали подопечные секретаря СТСЖ по работе с молодежью Олега Медведева — студенты факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета.

Содружество третьей и четвертой властей опорного края было отмечено Союзом журналистов. В 2020 и 2021 годах на двух подряд медиафорумах «Вся Россия» сотрудница пресс-службы Свердловского областного суда делилась опытом уральцев и сама участвовала в процессах-реконструкциях.

В конце лета 2022 года в уральской столице прошел первый модельный игровой процесс в арбитражном суде. Каждую из сторон, а также состав судебной коллегии представляла пара из студента-юриста и студента журфака Гуманитарного университета.

Большой опыт и перспективное соседство в стенах одного вуза не прошло мимо внимания Свердловского творческого союза журналистов. Он стал инициатором правового соперничества и подсказал тему (фабулу) модельного процесса.

Так появился придуманный город Бажовск. Его жители задыхались от зловония. Местный телеканал в прямом эфире программы «Сказы нашего города» обвинил в этом свинокомплекс «Розовое копытце». Начальство свинокомплекса обиделось и подало на журналистов в суд. Иск о защите деловой репутации «юрика», то есть, юридического лица — подсудность арбитража.

Так что в одной из аудиторий университета, стилизованной под зал судебных заседаний, разыгралось в спрессованном виде драматическое действо. Каждый процесс — не просто спор правовых позиций. Тому, кто видел это только в кино или читал репортажи, трудно представить, какие эмоции выплескиваются наружу.

В реальности суды могут длиться неделями. Иногда — годами, если сторонам или суду нужны перерывы. В модельном процессе всё должно было решиться за полтора-два часа. Пусть даже суд не настоящий, но переживания-то подлинные. И у студентов, и у преподавателей, которые готовили их к процессу — замдекана юридического факультета Елены Резник и старшего преподавателя ЖурМК, секретаря СТСЖ Олега Медведева. Его подопечные, блестяще проявившие себя в предыдущих муткортах, уже закончили вуз. Пришло время нынешних.

Главных оппонентов представляли студенты журфака. Директора свинокомплекса Кузьму Петровича Синюшкина сыграл Вадим Швецов. Тележурналистку Ариадну Павловну Малахитову — Альбина Аксенова. Как видим, перекличка с персонажами, близкими людьми и образами уральского сказочника продолжается.

А вот от реальных ситуаций процесс по ходу разбирательства стал отличаться. У ответчиков-журналистов, кроме слов, не оказалось никаких документальных доказательств. (Обязанность доказывания конкретных обстоятельств в подобных исках лежит как раз на ответчиках). И пусть их представитель с юрфака Александр Керн выглядел убедительнее и бойчее, чем представитель истца, но суд в конце концов склонился на сторону «юрика»-свинокомплекса, частично признал иск и назначил медийной стороне немалый штраф.

Нелишне отметить рассудительность, спокойствие и верность букве закона у председателя судейской коллегии, в ее роли достойно выступила Ульяна Большакова. Единственный недостаток, который отметили преподаватели и другие участники — судья говорила тихо, почти шепотом. Но тут за студентку вступилась Елена Резник: реальные судьи тоже, увы, не блещут красноречием. Региональный союз журналистов предлагал организовать для служителей Фемиды ораторский ликбез, но пока до дела не дошло.

Что касается судебной практики по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации, тут как раз совместные усилия третьей и четвертой властей сработали на все сто. Постановления трех пленумов Верховного суда, подготовленные с помощью научного и медийного сообществ, дали судьям достаточную нормативную базу при рассмотрении подобных дел. Для журналистов стали верным компасом при подготовке критических публикаций.

Пресса собирает доказательства, борется с носителями вредных выбросов вместе с местными властями, депутатами, надзорными и контролирующими органами, экоактивистами. Реальные судебные процессы заканчиваются часто в пользу репортеров и СМИ. Об этом участникам игрового суда рассказала журналист Ирина Федосова. И она же предостерегла будущих законников и акул пера от упрощенного подхода.

Да, предприятия-«вонючки» платят штрафы, сокращают выбросы, строят очистные, из городских кварталов уползают на окраины. Но далеко не уходят, иначе заберут с собой рабочие места. Малым городам станет некуда девать нетрудоустроенных обитателей. Дурной запах может смениться дурными нравами, их порождает безделье. Как выразился когда-то Виктор Ерофеев: «Уничтожить рекламу — все равно, что уничтожить насекомых в лесу. Сначала облегчение, затем смерть леса». Сравнение понятное любому, кто знает мир медиа. И не только его.

Сергей Плотников, старшина гильдии судебных репортеров СТСЖ

Фото Олега Медведева

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER