Журналисты и библиотекари связаны гораздо теснее, чем кажется на первый взгляд. Это показала онлайн-встреча редактора сайта Свердловского творческого союза журналистов с участниками семинара по библиотечной журналистике в Центральной городской библиотеке Нижнего Тагила. Семинар шел целую неделю и завершился 12 апреля.
Как-то автора и телеведущего Иннокентия Шеремета спросили, как стать крутым журналистом. Создатель самого популярного информагентства в Екатеринбурге 1990-х «ТАУ 91/2» ответил: «Читать книги». И это была не шутка. Сам Шеремет — известный книгочей, проглатывает за год две-три сотни книг. Широта кругозора, начитанность — непременное условие существования в профессии.
И совсем уж злободневная цитата. Её автор — Игорь Караулов, Z-поэт и соратник Захара Прилепина.
«Массовый культурный продукт бьёт по площадям, а книга – высокоточный беспилотник, попадающий прямо в цель, в человека мыслящего, который определит наше с вами будущее».
Сегодня мы стремительно «оцифровываемся». Сорок с чем-то лет назад я просиживал в читальном зале, заполнял формуляры и хранил учебники с библиотечным штампом на полке в комнате студенческого общежития. За два последних года, учась в магистратуре юридического вуза, в библиотеке университета не побывал ни разу. При этом из читальни не вылезал. Из электронной.
Вы заметили, что из редакций исчезли подшивки газет? Зачем их хранить, если номера есть в электронных архивах? Причем, не только со времен появления интернета. В Свердловской областной публичной библиотеке имени Белинского оцифровывают газеты, начиная с самых старых номеров. По некоторым изданиям дошли уже до 30-х годов прошлого века.
Кстати, о Белинке. На открытии Дома журналистов самой первой выставкой был стенд дореволюционных уральских изданий. Потом их заменили фотокопиями и развесили на стенах Домжура. Вот уже девять лет они служат как учебные пособия по истории уральской журналистики.
В само́й библиотеке большой, хорошо систематизированный массив периодики, проходят выставки и конференции на медийную тему. Журналисты презентуют свои проекты. Библиотека стала выставочным центром.
Когда на встрече в онлайне я упомянул об этом, тагильчане привели свои примеры. Культурный центр «Дом Окуджавы» существует в реальности… и на сайте Центральной городской библиотеки. Во время реставрации и капремонта и вовсе становился виртуальным.
У большинства участниц встречи есть свои странички в социальных сетях. На них не только котики или рецепты. Многие рассказывают о работе, о библиотеках на корпоративных страницах во ВКонтакте. В Нижнем Тагиле сеть муниципальных библиотек насчитывает 23 филиала ЦГБ. В каждом из них задумываются над тем, как привлечь читателей, рассказать о себе интересно и современно.
Понятно, что через соцсети. Не всем и не совсем понятно — как. Переиначив «Слово живое и мертвое» для интернета, превратив его в зомби-хоррор? Или все-таки как-то иначе?
Полутора часов в онлайне оказалось мало. Как и пяти дней семинара «вживую». Участникам рассказывали, как написать качественный текст, снять интересный ролик. Составить пресс-релиз и предложить свои материалы профессиональному медийному изданию.
Мне досталась тема об основах пиар-деятельности в учреждении культуры. Как сочетать возможности социальных сетей со встречами вживую, мы с участницами обсуждали как раз на опыте сотрудничества союза журналистов и библиотеки Белинского.
Востребован ли этот опыт, пригодится ли библиотекарям Тагила? Их на лекциях и мастер-классах собралось два десятка. Мы не будем гадать, а убедимся в ближайшие дни. Участники получили задание — до 20 апреля создать контент для сайта или соцсетей. Написать релиз или пост, снять фоторепортаж или видеоролик. Ждем, что лучшие из них не только попадут во Всемирную сеть, но и обогатят медийное пространство.
Сергей Плотников, член правления СТСЖ
Фото Татьяны Козяр