Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Свердловская область: К Дню памяти журналистов

 

15 декабря — День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.

С 2006 по 2020 год во всем мире во время исполнения своих профессиональных обязанностей погибло более 700 журналистов. Эти данные со ссылкой на ЖЖ эксперта Владимира Орлова приводит сайт Союза журналистов России.

Не все из этих жертв поплатились жизнью за работу в так называемых горячих точках во время боевых действий. Но именно жестокие убийства коллег в зонах вооруженных конфликтов стали триггером для журналистского сообщества.

День памяти, который ежегодно отмечается 15 декабря, был учрежден Союзом журналистов России после того, как в сентябре 1991 года в Югославии погибли корреспондент российского телевидения Виктор Ногин и оператор Геннадий Куренной.

Положенный под сукно в Государственной Думе законопроект о работе журналистов в горячих точках обрел второе дыхание после того, как летом 2018 года в Центральноафриканской Республике были убиты журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко. С 1 сентября 2019 года Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» вступил в силу. Закон о СМИ пополнился статьей 47.1. «Выполнение поручения редакции в особых условиях».

Фотографии погибших в ЦАР коллег стали стартовой заставкой-иллюстрацией доклада, который накануне Дня памяти сделал магистрант Уральского государственного юридического университета, редактор сайта и член правления Свердловского творческого союза журналистов Сергей Плотников.

В рамках соглашения между творческим союзом и юридическим вузом на Урале второй год действует Центр правовой защиты журналистов. Среди его проектов есть и дистанционный юридический ликбез — «Законная среда». Очередную среду было решено провести на занятии направления «Юрист в сфере телекоммуникаций и медиатехнологий».

Тему доклада предложила преподаватель дисциплины «Особенности трудовых отношений лиц творческих профессий» Олеся Щербакова. Доклад озаглавили «Трудовые права журналистов, работающих в горячих точках». Казенное название, за которым — целый пласт пока не решенных проблем.

Отдавая дань погибшим коллегам, председатель СЖР Владимир Соловьев, сам в прошлом военкор, отмечал: «Как и военные уставы, история работы журналистов в горячих точках написана кровью. Мы, и я в том числе, учились быть военными журналистами на тяжёлом и страшном опыте раненых и погибших наших коллег. Поэтому мы в Союзе журналистов России считаем крайне важным аккумулировать, собирать и обобщать этот опыт, рассказывать о нём нашим коллегам, у которых подобного опыта ещё нет». Глава СЖР подчеркнул важность и нового закона, и того, насколько он уже внедряется в жизнь.

На этом сделал акцент и докладчик. Накануне он связался с коллегами, побывавшими на Донбассе или постоянно работающими в зоне СВО.

Уральский журналист Сергей Пеляницын с 2016 года живет и работает в Донецке. Сейчас он генеральный директор одного из трех местных телеканалов — Первого Республиканского канала ДНР. Говорит, что и шесть лет назад, и сейчас он и его репортеры работают без средств защиты. Выручает опыт.

В марте нынешнего года на Донбассе побывал политобозреватель информагентства «Европейско-Азиатские новости» Игорь Чукреев. В одном из своих репортажей он писал: «На фронте для журналистов дресс-код: бронежилет и каска. Это обязательно. От снаряда не защитит, но от осколков убережет…». После возвращения Игорь рассказал, что бронежилет и каску он «выменял» на время у итальянских коллег в обмен на место в нашей машине с местными номерами. Такой вот ченч.

 «Я ведь бронежилет почему одалживал? — пишет Игорь, узнав о докладе. — Ну нет у редакции на него денег, были бы — со своим бы поехал, но нет, просто нет… А журналисты все равно поедут, потому что иначе профессией ошиблись. Только нелегально поедут, чтоб редакции свои не подставлять. Что хорошего в том, что нелегально?»

Коллега считает, что «у военных есть страховка, вот надо, чтоб у журналистов была возможность за вменяемые деньги застраховаться на тех же условиях, что страхуют офицеров. Вот это была бы помощь».

К слову сказать, немалые компенсации как раз и предусмотрены в новой статье Закона о СМИ. Кроме того, председатель Союза журналистов Владимир Соловьев в одном из интервью высказался, что после встречи с президентом России «было принято решение присваивать военкорам, работающим в зоне СВО, статус участника боевых действий. В настоящее время разрабатывается механизм присвоения после окончания спецоперации такого статуса и обеспечения вытекающих из него льгот. Мы со своей стороны выясняем, как это будет происходить, какие бумаги нужны».

С правовой стороной вопроса получается не всё так просто.

Глава Совета при президенте по правам человека Валерий Фадеев еще в октябре призвал правительство оперативно утвердить правила для журналистов в «новых условиях». Однако в пресс-службе Минцифры в ответ на запрос РБК сообщили, что ст. 47.1 закона «О СМИ» уже регулирует вопросы, касающиеся выполнения журналистами поручения редакции в особых условиях (в частности, это обучение сотрудников редакции мерам безопасности, а также компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью, смерти. — РБК). К особым условиям, как пояснили в Минцифры, относится в том числе и работа в субъектах, находящихся на военном положении.

В Роскомнадзоре также сообщили РБК, что «необходимость в разработке каких-либо дополнительных правил работы СМИ отсутствует». Все необходимые нормы, определяющие работу СМИ в условиях военного положения, есть в действующем законодательстве, уточнили в ведомстве».

Правовую сторону этой дискуссии участники вчерашнего доклада оставили для очередной «Законной среды». Зато досконально, с комментариями кандидата юридических наук, доцента кафедры трудового права УрГЮУ Олеси Щербаковой разобрали, как новая статья Закона о СМИ соотносится с Трудовым кодексом.

Соотносится хорошо. Внедряется в практику работы СМИ. Не так быстро, как хотелось бы, но в регионе уже есть пример того, как редакция полностью выполнила требования новой статьи. Речь об информационном агентстве УРА.ру. Главред агентства Диана Козлова, отвечая на вопросы накануне доклада, сообщила, что сейчас у них работают по два человека в ЛНР и ДНР и по одному – в Херсонской и Запорожской области. Они находятся там постоянно. Им, как того требует закон, дано поручение редакции в письменной форме, предоставлены средства защиты (каска, бронежилет), компенсация проезда, есть редакционные машины. А в трудовых договорах — соответствующие пункты, в которых учтены все положения и Трудового кодекса, и новой статьи закона о СМИ.

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER