2 марта в мраморном зале Дома журналистов состоялась встреча с Яцеком Палкевичем
Яцек ПАЛКЕВИЧ, знаменитый путешественник, публицист и писатель, член РГО, всегда считал себя послом доброй воли. Даже сегодня, в период ожесточенных политических споров между странами, он уверен, что поляки и русские способны преодолеть взаимные предрассудки и восстановить доверие между двумя великими славянскими народами.
В далеких уголках планеты человеку важно чувствовать себя частью своей родины. Я добирался до мест, не тронутых цивилизацией, встречал людей, никогда не видевших белого человека, исследовал реки и озера, джунгли, горы и пустыни неземной красоты. При этом всегда помнил, что моя страна самая прекрасная и гордился тем, что я поляк.
По духу я славянофил, хотя с годами убедился, что славянская община с ее традиционными ценностями стала лишь романтической памятью. Как человек, проживший большую часть жизни в Италии, я вполне разделил чувство европейской идентичности. Даже сегодня, несмотря на разочарование погружающимся в хаос Старым Светом, я все еще чувствую себя гордым европейцем.
В своей профессии путешественника и журналиста, который пропагандирует позитивный взгляд на мир, я ощущаю себя свободным от идеологических стереотипов и политических пристрастий. Работа в итальянской "Corriere della Sera" научила меня держать дистанцию. Такая позиция позволяет иметь дружеские отношения с политиками, чьи взгляды я не обязан разделять. Среди моих хороших знакомых люди искусства, министры и лидеры партий, олимпийцы, послы Италии и других стран. В своем доме я принимал президента Коморовского и генерала Ярузельского, был в гостях у лидера Солидарности Валенсы и президента Квасьневского.
Полувековой опыт путешествий и исследований позволил приобщиться к культурам высокоразвитых наций и коренных племен, у которых я многому научился. К примеру, выстраданной за тысячелетия истории человечества мудрости, что сосед через границу ближе и важнее брата за горой.
Я не боюсь решительно выступать против антироссийских настроений, взаимных фобий и стереотипов, которые разделяет поляков и русских. Свое призвание я вижу в том, чтобы способствовать преодолению взаимного недоверия, восстановлению дружеских отношений между нашими народами. У меня есть ощущение, что делаю для нас нечто очень важное, хотя иногда рискую называться агентом Кремля. Моральную поддержку на этом пути мне оказывает золотой Крест "Pro Ecclesia et Pontifice" - За Церковь и Папу. Он получен из рук Папы Римского Бенедикта XVI в доказательство "приверженности работе на общее благо".
Да, история польско-российских отношений никогда не была однозначной, прошлое ранило, накапливались предрассудки и обиды. Но ведь были и светлые страницы. Наши народы - это два форпоста славянства в Европе, связанные не только соседством, но также лингвистическим, антропологическим родством и общей исторической судьбой. В течение почти двух веков большая часть польской и русской интеллигенции разделяла историю совместной борьбы за демократию и социальное равенство под лозунгом «За нашу и вашу свободу!».
Многочисленные польские эмигранты добровольно ехали за Урал в поисках лучшей доли и вносили посильную лепту в освоение бескрайней Сибири. Нельзя забывать о вкладе политических ссыльных в исследования и научные открытия. Ян Черский, Александр Чекановский, Бенедикт Дубровский, Король Богданович – их имена увековечены на карте России. В опубликованном в 1895 году докладе по случаю 50-летия Русского географического общества перечислены сотни имен польских первопроходцев. А шестеро политических ссыльных - Ходзько, Черский, Чекановский, Стебницкий, Дыбовский и Серошевский - были удостоены самой престижной золотой медали РГО.
Польская и русская культура на протяжении веков взаимно вдохновляли и влияли на развитие друг друга. Я и сегодня убежден, что поляки не русофобы. На моей родине отношение простых людей к русским самое благожелательное, а власть не всегда выражает позицию общества. Польская сторона слишком часто сосредоточена на том, чтобы найти виновных за прошлое. Преступление в Катыни было ужасным, но не русские убили польских офицеров, а ранее советскую интеллигенцию. Это сделал преступный сталинский режим, враждебный как полякам, так и русским.
Почти сто лет назад итальянский писатель Итало Свево заявил: «Прошлое все еще ново. Оно постоянно меняется по мере развития общества». Действительно, при наличии доброй воли время можно говорить о том, что нас объединяет, и время будет врачевать старые раны. Уход поколения свидетелей спорных исторических событий, падение Берлинской стены, миграция и европейская интеграция - все это влияет на трансформацию культуры памяти. Финны забыли о болезненном периоде российского правления. Исчезли острые дипломатические споры между Италией и Хорватией. Франция стерла обиду к вечному врагу Германии, что стало прологом к созданию Европейского Союза. Это все примеры, достойные подражания.
Статистика подтверждает, что большинство жителей Италии, Франции и Германии желали бы восстановления нормальных отношений с Россией. Западные аналитики придерживаются мнения, что в обществе и в культурной среде давно пора запустить каналы коммуникации и восстановить утраченные связи. Для нас, людей доброй воли, сегодня было бы непростительной ошибкой не настаивать на диалоге и нормализации отношений.
Василий Щуров, газета «Труд»