После взаимодействия издателей с мэрией Омска дело сдвинулось с мертвой точки.
Горожане начали замечать, что киоски прессы, исчезнувшие с остановок, стали возвращаться. До недавнего времени издатели писали открытые письма, обращались к власти, что читатели высказывают недовольство невозможностью приобрести нужные им газеты и журналы из-за сноса газетных киосков. Экономика самих издателей от этого тоже страдала. Отраслевики неоднократно обсуждали сложившуюся ситуацию между собой, с распространителями печатной продукции, с представителями омской мэрии. После совещаний мэрия предложила издателям выработать предложения для прекращения процесса сворачивания сети реализации газет и журналов, что издатели и сделали. Городская администрация запустила их предложения в работу. Теперь понижающий коэффициент к арендной плате и торги в виде конкурсов, а не аукционов для распространителей станут вполне реальны.
Привычными для горожан точками с прессой были киоски на остановках. Там с советских времен продавались газеты, рядом стояли киоски с мороженым. Теперь места на остановках достаточно быстро занимают теплые остановочные комплексы (ТОКи).
Размещение точек с газетами и журналами в ТОКах имеет свою особенность. Условия конкурса по теплым остановкам, выигранного ООО «Капитал-Строй», предусматривали наличие в них точек с прессой в ряде локаций, но содержали и альтернативу. По факту условия, предлагавшиеся арендаторам в комплексах, были неподъемны для продавцов газет и по площади, и по цене, так как не учитывали низкую доходность в этом сегменте. Однако время шло, ТОКи заполнялись арендаторами, и на некоторых из них стала появляться надпись «Пресса». Под этой вывеской в проект зашел Дмитрий УСЕНКО с его ООО «ОмскТрансКарт». Рядом разместился «СибХолод» со своим мороженым.
Вячеслав ВАСИЛЬЕВ, соучредитель ООО «Капитал-Строй»:
– Проекты ПРЕССА и «СибХолод» – практически социалка. Печать и мороженое на остановках исторически удобны и востребованы омичами. Эти товары всегда размещались в нестационарных торговых объектах. С точки зрения бизнеса – они зашли сетью по многим локациям ТОКов и с предложением, расшивающим вопросы неудобства для них стандартных площадей павильонов. Предложение по цене было озвучено этим арендаторам соответствующее. С учетом их социальной направленности и большого объема арендованных площадей. Для нас значимо и то и другое. Условия конкурса при этом полностью выполняются. Такого низкого ценника больше ни у кого нет и вряд ли будет. Теперь только вопрос о соблюдении ими договоренностей.
Дмитрий УСЕНКО, ООО «ОмскТрансКарт», владелец сети павильонов ПРЕССА:
– Меня, как и всех владельцев бизнеса, настораживает ситуация с карантином и экономической нестабильностью. Ежедневно я общаюсь со своими коллегами и партнерами и чувствую волнение рынка: истории о расторжении контрактов и потере клиентов, об увольнениях и сложностях работы из дома. Предприниматель всегда должен быть готов к худшему.
В условиях продолжающегося экономического спада далеко не каждый рискнет затеять свой собственный бизнес. А вот некоторые опытные предприниматели хорошо знают, что именно в такие времена складывается наиболее благоприятная ситуация для завоевания рынков и закладывания фундамента дальнейшего развития. Для меня бизнес даже в хорошие времена – занятие рискованное. Но если в период стабильности или роста с основными рисками все и так понятно, то во время кризиса нужно быть внимательным вдвойне.
Продумывая идею открытия новой сети по реализации ПРЕССЫ и сопутствующих товаров для омичей, я считаю, что стоит делать ставку на те товары или услуги, которые, во-первых, будут востребованы, а во-вторых, они должны быть доступны для населения, которое и без того затянуло пояса. Сложная экономическая ситуация, как правило, хорошо демонстрирует именно те ниши, в которых можно развивать свой бизнес. При падении потребительского интереса к дорогостоящим услугам и продукции все же сохраняется и даже растет спрос на услуги эконом-класса. Кроме того, и продукты питания, и пресса, и мороженое, и медикаменты, и услуги населению во все времена вне конкуренции.
Договариваясь с арендодателем, пришлось находить не совсем стандартный подход к организации своего бизнеса. Он заключался в том, что аренда одного павильона площадью 21 кв. м была разделена на 8 и 13 кв. м между самыми необходимыми товарными группами и соседями, не являющимися конкурентами – это пресса и мороженое. Совместно с компанией «СибХолод», мы смогли реализовать идею по продаже самого необходимого товара на остановочных пунктах.
Мы открыли уже больше 20 павильонов совершенно нового формата, на всех ключевых остановках нашего города и планируем открывать еще больше. Новый формат – это не только удобное месторасположение наших точек в самых проходимых местах, но и новый формат выкладки продукции, а также большой ассортимент печатных изданий и сопутствующих товаров. Во всех павильонах мы увеличили ассортимент канцелярских товаров и товаров для детей. К началу учебного года завезем все необходимое для наших школьников и студентов.
Во всех павильонах, безусловно, действует услуга по пополнению транспортных карт «ОМКА».
Сложно найти тяжелее время для успешного начала, и, принимая решение об открытии собственного дела в кризис, предприниматель должен быть уверен в том, что у него есть не только идея, желание, опыт и стремление, но и финансовая поддержка для старта. В этом вопросе я очень надеюсь на получение поддержки государства и банков, потому что на фоне когда все плохо я показываю немного другой путь. Определенный резерв кредитных программ, которые предложил президент, это своеобразная страховка. Это не только развязывает руки и открывает новые возможности, но и дает ощущение уверенности. Уже в мае моя компания смогла предоставить рабочие места более 40 сотрудникам, и мы ждем новых заинтересованных в работе и заработке людей.