Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Липецкая область: журналист в погонах

A A= A+ 11.06.2022 Липецкая область
Липецкая область: журналист в погонах

10 июня — День пресс-служб и подразделений общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации. Первым руководителем пресс-службы Управления внутренних дел Липецкой области была Лидия Васильевна Бова. Именно она стала одной из ключевых фигур, заложивших основы и традиции службы «журналистов в погонах».

 

Лидия Васильевна родилась 17 сентября 1941 года в деревне Анненка Задонского района Липецкой области. Так сложилось, что в ее семье многие носили погоны. Первым в этой династии был ее отец Василий Ермолаевич Бова, прорывавший во время Великой Отечественной войны блокаду Ленинграда, в 1943 году он умер от ранений, полученных в бою. Именем ее дяди Ефима Ермолаевича Бовы, Героя Советского Союза, открывается список Героев, чьи имена увековечены на мемориальных плитах на Поклонной горе в Москве. Попав в окружение немцев, он не сдался живым, а подождав, когда вокруг него соберется больше фашистов, взорвал в руках гранату.

 

Былинная фамилия

Конечно, подвиги героических предков, их любовь к Родине, за которую не жаль было жизни, сыграли огромную роль в формировании характера Лидии Васильевны. Ведь сама фамилия Бова — былинная, по древнерусским легендам жил такой русский богатырь Бова Королевич, который не давал спуску врагам, защищая слабых и обездоленных от несправедливости.

Такой была сама Лидия Васильевна, таким же был и ее сын — Герой Российской Федерации полковник авиации Игорь Свиридов, погибший в Чечне при выполнении служебного задания. 5 мая 1996 года экипаж военного самолета Су-25, который пилотировали Игорь Свиридов и его напарник военный летчик Олег Исаев в Урус-Мартановском районе Чечни нанес ракетно-бомбовый удар по скоплению боевиков, но был сбит ракетой «Стингер», оба летчика погибли. Игорю Свиридову было всего 35 лет. Смерть сына оставила огромную незаживающую рану в сердце матери. Желая, чтобы память о нем сохранилась для будущих поколений, она написала… нет, не написала, а выстрадала каждое слово, каждую строчку книги, посвященной сыну, назвав ее «Улетевший навсегда». Это не единственная книга автора. После гибели сына Лидия Васильевна посвятила свою жизнь сохранению памяти о воинах, павших в военных конфликтах, написав книги «Не тужи обо мне, Тужиловка», «Минута молчания», «Черные тюльпаны для матерей», «Груз-200», «И суд будет короток, милостив», «Под звездой Афгана», множество заметок и публикаций на военную тематику.

Ее журналистская деятельность началась задолго до службы в милиции. Работая токарем на Липецком тракторном заводе, в 1963 году она поступила на факультет журналистики Воронежского госуниверситета, параллельно с учебой работала корреспондентом, а затем и редактором заводского радиовещания. Эти радиопередачи ждали с нетерпением! Лидия Васильевна рассказывала рабочим о главном в жизни завода, об успехах и неудачах, о значимых событиях в жизни города, о политике, о здоровье, обо всем, чем жили заводчане. После окончания университета в 1970 году Лидия Бова стала корреспондентом областной молодежной газеты «Ленинец». Была на ее страницах и рубрика о милицейской жизни, в которой нередко выходили статьи Лидии Бовы.

 

«Контакт» для заключенных

В 1980 году талантливого журналиста пригласили на службу в УВД Липецкого облисполкома. Руководство управления тогда поставило перед ней задачу: создать многотиражную газету для осужденных людей, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях исправительно-трудовых учреждений УВД. В таких профилакториях принудительно лечили от пьянства и наркомании. Основным лекарством от подобных явлений был принудительный труд заключенных. А для того чтобы они видели и понимали результаты своего труда, назрела необходимость создания газеты.

Позже коллеги нередко задавали Лидии Васильевне один и тот же вопрос: для чего журналист, а тем более женщина, решила «надеть» погоны? Ведь ее ждала хорошая карьера и на другом поприще. Служба в милиции — это не только постоянная муштра, но и соприкосновение с криминальным миром, ужасающими подробностями преступлений, негативными явлениями в человеческой жизни. Все это под силу не просто творческой личности, а человеку с твердым, жестким характером. Ответ был до банального прост: заработная плата в силовой структуре была на порядок выше, чем в областной молодежной газете, надо было кормить и содержать семью. Но в то же время характер у этой женщины действительно был «стальной», в этом ее коллеги убеждались постоянно.

Лидия Бова справилась с поставленной задачей — газета для заключенных называлась «Контакт», а ее версткой и редактированием она занималась долгих 13 лет. Со временем газета стала выходить не только для заключенных ЛТП, но и для всех содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях областного УВД.

 

Пресс-служба с нуля

В феврале 1993 года в УВД Липецкого облисполкома сформировалось новое подразделение — пресс-служба. Ее руководителем назначили тогда уже майора внутренней службы Лидию Васильевну Бову. Делать что-либо с нуля ей было, что называется, не впервой, поэтому руководитель УВД полковник милиции Николай Малышев смело доверил ей работу по информационному сопровождению работы липецкой милиции.

Сразу после назначения Лидия Бова решила издавать областную милицейскую газету «Ноль два». В то время потребность в такой газете была актуальна как никогда. Необходимо было систематизировать информацию, доносить до липчан действительное положение дел. Из-за бурного интереса к криминальной тематике в 90-е годы эта газета стала очень популярной среди населения. Выпускалась она ежемесячно тиражом в десять тысяч экземпляров на 16 полосах. Примечательно, что официально редакции газеты в штате УВД не существовало никогда. Сотрудники подразделения занимались выпуском издания на общественных началах. Актуальность и качество выпускаемых печатных материалов позволяли реализовывать газету в киосках города и области. В дополнение к этому сотрудники пресс-службы распространяли издание на улицах, рынках, автовокзалах. Газета «Ноль два» просуществовала в итоге все время нахождения Лидии Бовы в должности руководителя пресс-службы, то есть целых десять лет.

В начале в штате пресс-службы было два человека: начальник Лидия Бова и старший инспектор по особым поручениям Игорь Кирпичкин, который до этого работал инструктором по воспитательной работе в ИК-2, писал статьи для журнала «Воспитание и правопорядок».

В начале 1994 года в пресс-службу УВД на должность старшего референта пришел Сергей Порядин. Журналист по образованию, он сразу стал душой коллектива и включился в работу. В 1996 году сотрудники пресс-службы собственными силами начали готовить к еженедельной трансляции в эфир первую телепередачу, которая называлась «Время ИКС» и выходила на одном из областных каналов. Сергей Порядин являлся ведущим, журналистом, автором текстов и идей для сюжетов этой телепередачи. В 15-минутной программе, выходящей в прайм-тайм субботнего вечера, затрагивались самые злободневные проблемы того времени. Особенно интересны и актуальны были его публикации из горячих точек. Ему приходилось неоднократно бывать в многомесячных командировках, работая в составе временного пресс-центра при командовании федеральными силами в Чеченской республике.

Кстати, дочь Лидии Васильевны Виктория была в Северо-Кавказском регионе четыре раза. И каждый раз привозила «весточку» от наших бойцов, благодаря чему в эфире местных телеканалов вышли фильмы о службе липецких стражей порядка в горячих точках.

Лидия Бова была руководителем с большой буквы. Не каждый решится послать в горячую точку своего ребенка после того, как другой погиб в военном конфликте. Но в этом вся Лидия Бова — требовательная к себе и окружающим, строгая и справедливая. В своих воспоминаниях о ней Сергей Порядин отмечал «маленькую, но характерную деталь»: все, кто приходил работать под ее начало, увольнялись в звании не ниже майора.

Интересно, что во время подготовки к передаче «Время ИКС» сотрудников пресс-службы зачастую можно было встретить со всем телеоборудованием в общественном транспорте. Нередко Лидия Васильевна Бова, вооружившись диктофоном, — тогда он выглядел как приличных объемов магнитофон — сама выезжала на происшествия. Приходилось добираться любыми способами — пешком, трамваем или автобусом или в машине следственно-оперативной группы. Служебный автомобиль в пресс-службе появился только в 1998 году.

Лидии Васильевне Бове удалось сплотить вокруг себя профессиональный коллектив и оставить нам, будущим «журналистам в погонах», неоценимое наследие — опыт работы, на который каждый из нас равняется и по сей день.

После службы в органах внутренних дел в жизни Лидии Васильевны начался не менее плодотворный творческий период. Все ее книги, как и первая — «Улетевший навсегда» — прошиты «красной нитью» боли и скорби о гибели сына. В них для будущих поколений она сохранила память не только о Герое России Игоре Свиридове, но и о других наших героических молодых земляках.

В последние годы Лидия Васильевна Бова жила в деревенском доме, вела хозяйство и воспитывала внучку Лидочку, названную в честь бабушки. Несмотря на хлопоты, связанные с сельской жизнью, писать Лидия Васильевна не прекращала никогда. Ее последняя изданная книга существенно отличается от всех остальных. Она называется «Держи щеки надутыми» и посвящена взрослению Лиды-младшей. С рождением внучки Лидия Васильевна как будто приобрела новые жизненные силы. Поэтому и книжка получилась яркая, веселая и живая. В ней собраны цитаты Лиды-младшей о жизни, любви, душе, окружающем мире. Они проиллюстрированы фотографиями внучки и ее рисунками.

Лидия Васильевна Бова ушла из жизни в прошлом году…

 

Из воспоминаний коллег

Игорь Кирпичкин, полковник внутренней службы в отставке, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Липецкой области, преподаватель ФКП ОУ № 102:

— Я работал в пресс-службе УВД с первых дней ее создания и до 1995 года, занимался организацией пресс-конференций, брифингов, писал пресс-релизы. Период работы Лидии Васильевны пришелся на руководство двух начальников управления — генерал-майоров милиции Николая Малышева и Александра Аксенова. Оба руководителя понимали, что без освещения в средствах массовой информации деятельность милиции была бы неполной, а граждане не имели бы понятия о том, как сложно порой бывает раскрывать преступления и с какими проблемами приходится сталкиваться участковому или сотруднику патрульно-постовой службы. Все понимали, что доверие населения — один из важнейших показателей хорошей работы милиции. На страницах газеты нередко выступали и сами генералы, и руководители ведущих подразделений управления, им было важно находиться на постоянной связи с жителями области.

Лидия Васильевна была прекрасным руководителем, добрым, отзывчивым, внимательным, работоспособным, профессионально грамотным человеком, с ней работать было одно удовольствие. Она никогда не превращала в рутину даже самые скучные задания, старалась красиво отредактировать не только наши тексты, но и скрасить служебные будни своим внимательным отношением не только к работе, но и к жизни подчиненных.

 

Сергей Порядин,подполковник внутренней службы в отставке, сотрудник службы безопасности Московского конструкторско-производственного предприятия имени Привалова корпорации Ростех:

— В декабре 1999 года в УМВД области пришел приказ откомандировать сотрудников пресс-служб для подготовки материалов о деятельности спецподразделений липецкой милиции на Северном Кавказе. Встал вопрос: кто поедет? Как известно, в мае 1996 года у Лидии Васильевны в Чечне погиб сын. И никто бы не осудил ее за то, что дочь Виктория была исключена из кандидатов в эту опасную поездку, но… поехала именно Вика. Ее мать, она же начальник, не хотела делать никаких скидок и исключений. Предполагалось, что конечным пунктом станет город Владикавказ, в котором находился липецкий ОМОН, «работавший» на пункте пропуска на границе с Чечней. Не буду вдаваться в детали, но тогда сотруднику пресс-службы Виктории Бове пришлось готовить материалы не только в Северной Осетиии, но и в Джейрахском ущелье Ингушетии, где сосредотачивалась группировка «Юг» федеральных сил. А потом был бросок в село Самашки, освобожденное от боевиков. Там стоял липецкий СОБР. Это был незапланированный маршрут. Слышалась артиллерийская канонада со стороны города Грозный, где шли тяжелые бои. На дорогах был риск нарваться на засаду или фугас. Шли одной машиной, из охраны — двое ОМОНовцев. Но приказ министерства был выполнен, ребят поддержали морально, они поняли, что их дома помнят и ждут.

 

Игорь Жарский, полковник полиции, заместитель начальника центра — начальник отдела специальных экспертиз ЭКЦ УМВД России по Липецкой области:

 — В коллективе пресс-службы я проработал с 1999 по 2004 год, с Лидией Васильевной — до 2003 года. С ней было очень приятно работать, несмотря на высокий темп, который она задавала. Она могла сделать из любой, даже незначительной информации из сводок очень хороший сюжет или статью в газету. Часто выезжали в районы. За мной была закреплена служебная машина, на ней мы исколесили всю Липецкую область. Я занимался видеосъемкой для телевидения, писал материал для ведомственного издания. Лидия Васильевна всегда помогала, подсказывала, как сделать лучше. Не терпела лени или недобросовестной работы, но с пониманием относилась к проблемам членов коллектива.

Зачастую приходилось готовить материалы о детях-сиротах, тяжких преступлениях, о людях, которые опустились на самое дно жизни. Бывало и такое, что мужчинам становилось дурно, но Лидия Васильевна старалась никогда не показывать своих эмоций, была всегда сдержана и никогда не повышала голос.

 

Геннадий Пекер, майор полиции в отставке, специалист по связям с общественностью областной Госавтоинспекции:

— Я начал работать в 1997 году в должности референта в отделении информации и общественных связей УВД Липецкой области. Педагог-историк по образованию, до службы в органах внутренних дел я не один год проработал в ряде областных газет. С Лидией Васильевной в пресс-службе я проработал вплоть до ее ухода на пенсию в 2003 году. Она была, на мой взгляд, руководителем строгим, не любила расхлябанности, необязательности, от сотрудников требовала четкого исполнения служебных обязанностей. Тем не менее сама работала значительно больше других. В любую погоду, в любое время суток готова была поехать в любую точку региона, если имело место резонансное происшествие. Она в беседах с преступниками старалась докопаться до истины, выяснить, что подтолкнуло человека к совершению преступления. Помню, старалась помочь подростку из неблагополучной семьи, правда, от этих людей не получила понимания. Помогла оформить документы бездомному, который никак не мог получить паспорт. И таких случаев было немало. Если у сотрудников случались неприятности, всегда старалась оказать им помощь. Она тяжело переживала гибель сына, тем не менее находила в себе силы продолжить работу, без которой не могла жить. Она была опытным офицером и журналистом. У этой женщины был сильный характер.

Татьяна Анучина

 

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER