Сайт функционирует
при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым
коммуникациям


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Круглый стол в МГУ - как развитие цифровой экономики и пандемия COVID-19 влияют на российское телевещание

A A= A+ 01.05.2020 Москва
Круглый стол в МГУ - как развитие цифровой экономики и пандемия COVID-19 влияют на российское телевещание

29 апреля факультет журналистики МГУ и Академия Медиаиндустрии при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в формате онлайн-трансляции провели круглый стол «Отечественное телевидение в условиях развития цифровой экономики».

Ректор Академии медиаиндустрии, член Российской академии радио Вячеслав Владленович Умановский и Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор, член-корреспондент Российской академии образования выступили модераторами встречи.

Открыл круглый стол Вячеслав Умановский. Он отметил, что на состояние российской телеотрасли оказывает существенное влияние не только развитие цифровой экономики, но и эпидемиологическая ситуация в стране.  Старт дискуссии дала Елена Вартанова. Она подчеркнула, что как раз сегодня телевидение стало одним из главных каналов коммуникации. «Телевидение сегодня связало все регионы нашей страны и, более того, стало одним из наиболее достоверных источников информации в условиях не только пандемии, но и инфодемии», — объяснила Елена Вартанова. 

Вместе с тем, как отметил доцент факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук Сергей Смирнов Сергеевич, телевидение уже второй год занимает второе место на медиарекламном рынке (36 %), уступая лишь Интернету (49%), и доля телевидения как рекламоносителя продолжает сокращаться. По его словам, только 14% из рекламного бюджетадостается региональному телевидению, остальные 85% рекламных денег приходятся на ядро российского телевизионного рынка — 20 обязательных общедоступных телеканалов.

Коронакризис, как считает Сергей Смирнов, создаст ситуацию, при которой «каналам коммерческого сектора, прибыльного кластера, станет гораздо тяжелее удерживаться в положительной зоне по итоговым финансовым показателям. А каналы, не имеющие чистой прибыли, будут нуждаться в еще большей государственной поддержке». В итоге «бюджетам придется увеличить финансирование тех «выпадающих» рекламных доходов, которые будут зафиксированы по итогам 2020 года».

В продолжение дискуссии о состоянии российской телеотрасли доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук Андрей Владимирович Вырковский отметил, что российские телеканалы опираются на устоявшуюся контетно-жанровую модель и в условиях дигитализации и конкуренции с онлайновыми платформами не меняют резко свои программные стратегии.

Однако, по его словам, на уровне отдельных каналов изменения контент-стратегий все же заметны. Так, «Россия 1» сокращает объем телесериалов за счет социально-политических программ, а «Первый канал» наращивает долю развлекательных программ. Но это «в условиях разновекторного изменения стратегий на большой палитре телеканалов нивелируется соответствующими изменениями на других каналах»,— объяснил Андрей Вырковский. В результате, по его мнению, «информационное меню» российского телевидения существенно не меняется на протяжении нескольких лет, и аудиторию это устраивает.

При этом зрители потребляют профессиональный телеконтент как в линейном формате, так и по запросу. По данным профессора факультета журналистики МГУ, доктора социологических наук Ирины Анатольевны Полуэхтовой, телеконтент, потребляемый в Интернете «линейно», распределяется так: 33% —  художественные фильмы и телесериалы, 24% —  развлекательные программы, 19% — новости и политика. Контент по запросу: 41% — зарубежные фильмы и телесериалы, 27% — отечественные художественные фильмы и телесериалы, 12% — развлекательные форматы.

«Видео по запросу — это дополнение к телевизионному меню.В Интернете аудитория смотрит либо то, чего не хватает на телеэкране, либо досматривает и пересматривает любимый контент», — объяснила Ирина Полуэхтова.

Как отмечают эксперты, в телесмотрении современной российской аудитории большую долю занимает контент неэфирных каналов. «Если смотреть на структуру рынка неэфирного телевидения по тематике телеканалов, то можно увидеть, что она во многом пересекается с тем, что мы можем увидеть в эфире федеральных вещателей», — прокомментировала доцент факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук Анна Владимировна Толоконникова. По результатам ее исследования, на неэфирном телевидении доминируют развлекательные каналы (18% рынка), на втором месте каналы, предлагающие кинофильмы и сериалы (16%), на третьем месте — познавательные каналы (13%).

Участники дискуссии единогласно отмечают тенденцию к смещению  классического линейного телепросмотра в сторону просмотра профессионального видеоконтента на ОТТ-платформах. К тому же, как отметил доцент факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук Тарас Сергеевич Черевко, «все большая часть россиян, на данный момент это 5,6 миллионов, начинает платить за видеоконтент, и так как есть рост год от года, можно надеяться, что он будет продолжаться в дальнейшем». По словам Тараса Черевко, самоизоляция позитивно влияет на развитие рынка онлайновых видеосервисов в России: за период самоизоляции аудитория OTT-платформ выросла на 36%.

В заключении дискуссии Елена Леонидовна Вартанова рассказала о структуре и содержании Отраслевого доклада Роспечати «Телевидение в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития»  который ежегодно готовит факультет журналистики МГУ.

 

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER