Николай Иванович Демьянов, Николай Иванович Лопанов, Антонина Степановна Атабекова, Владимир Андреевич Привезенцев, Анатолий Петрович Кобзев, Владимир Иванович Богатов, Павел Павлович Шерышев, Василий Федорович Кротков, Петр Сергеевич Вальганов, Петр Леонтьевич Паршаченко, Камиль Набиуллович Хабибуллин, Борис Васильевич Чигишев, Кирилл Васильевич Цюра, Владимир Иванович Суворов - это не полный список участников Великой Отечественной войны, счастливо состоявших в Союзе журналистов Владимирской области. Они были разными - более или менее известными, успешными, здоровыми, но все - фартовыми.
Хотя бы потому, что остались в живых на фронте, а после войны, сознательно или волей обстоятельств, стали журналистами. Случайных среди них не было. В Союзе журналистов помнят о каждом.
На рубеже «нулевых» мы считали за правило нанимать накануне 9 мая автобусы - начинали с двух, затем хватало одного - и приезжать на тихий Князь-Владимирский мемориал, к могилам неизвестных нам солдат, умерших в годы войны в госпиталях прифронтового Владимира. Возлагали венки и молча стояли у Вечного огня. Речей не говорили, просто стояли и молчали. А дальше ехали отмечать Великую Победу. Фронтовики праздновать умели: застолья выходили шумными, самые крепкие расходились затемно, а крепкими были почти все.
На каждой майской поверке наших стариков становилось все меньше. Последним, в октябре 2016 года, умер Владимир Иванович Суворов, завершив многотомную историю жизни владимирских фронтовиков-журналистов, каждый из которых достоин собственной книжки.
Владимир Иванович Суворов книжек не сочинял. Или сочинял, но не показывал. Он был рассказчиком. Это сейчас Общество «Знание» воспринимают как рудимент советского прошлого. Фронтовик Суворов так не считал и правильно делал.
В 2013 году, когда на его родной Украине разгорался майдан незалежности, безупречно советский человек, лауреат Всероссийского конкурса «Лектор года-2010» В.И. Суворов, незадолго до украинских событий награжденный президентом РФ Орденом Почета, совершенно, как мне показалось, неожиданно сказал: «Подождите, надо разобраться». Разобрался: «Я ж донецкий, из Юзовки. Это - надолго. Геополитика». К слову, Донецка и Луганска в их нынешнем состоянии тогда еще не было. И Крымского референдума тоже.
С Владимиром Ивановичем Суворовым мы познакомились на областном радио, где он, звезда лекторской группы Общества «Знание», лет пятнадцать или дольше вел передачу по вопросам радиослушателей: владимирский Зорин, Бовин и Фесуненко.
В лекторы его записали по чистой случайности. В 1943 году он окончил военное училище связи и был направлен на Карельский фронт - техником телеграфного узла дальней авиации. Берлин не брал, но свою долю свинца получил: с 1944 года носил в позвоночнике осколок от бомбежки. Как привезли в госпиталь, Суворов не помнил, но военврач потом рассказывал, что молодой связист бредил стихами и передовицами из фронтовой газеты, пока не отключился на операционном столе. После поправки везучего златоуста командировали на курсы политработников в Ленинград, а затем - в Хабаровск, в политотдел воздушной армии дальней авиации. Там и разговорился. Да так, что в 1960 году получил назначение на Байконур, где читал международные обзоры первому отряду советских космонавтов - Гагарину, Быковскому, Леонову, Поповичу, Титову.
Свою военно-политическую службу В.И. Суворов закончил во Владимире в звании полковника, но словесную кафедру не оставил. В статусе члена Союза журналистов выступал в газетах и на радио, под флагом Общества «Знание» объехал полстраны и тогда еще братскую Чехословакию. А накануне своего 90-летия (!) Владимир Иванович обновил цикл авторских лекций о Великой Отечественной войне: «Понимаете, молодежи нужен видеоряд, иначе заскучают. Вы мне подскажите, как сделать презентацию». Я даже растерялся.
А однажды был такой случай. Лет двадцать назад, когда мы возродили ветеранские встречи в Союзе журналистов, журналисты-фронтовики задумали сделать музей своих личных вещей. Один снял остро модный галстук, другой принес трофейный фотоаппарат, третий - кисет для самокруток. Владимир Иванович Суворов подарил бильярдный кий собственного производства. Оказалось, видный игрок, а увлекся на Байконуре, где бильярд был обязательной дисциплиной подготовки покорителей космоса: «Вы знаете, развивает точность движений и стратегическое мышление. И замечательно продвигает по службе»!
Александр Карпилович, председатель СЖ Владимирской области
На фото: В.И. Суворов и В.А. Привезенцев в пресс-клубе СЖ Владимирской области