«Иск о согласованности»…
Бывшие сотрудники старейшей ивановской газеты «Рабочий край» во время судебного разбирательства случайно записали разговор судьи и помощника прокурора, рассматривающих их иск о восстановлении в прежней должности и взыскании морального вреда за незаконное увольнение.
До рассмотрения дела по существу, федеральный судья Фрунзенского районного суда города Иванова Татьяна Сараева и помощник прокурора районной прокуратуры Алевтина Моткова, воспользовавшись пятиминутным перерывом в предварительном судебном процессе, решили между собой договориться о том, что в иске бывшим журналистам газеты будет отказано на основании соблюдения всей законности процедуры увольнения и в связи с полной согласованностью увольнения сотрудников со стороны директора редакции с учредителями газеты – администрацией города Иваново и городской думой.
В декабре прошлого года, под негласным прикрытием администрации города, газету захватили местные предприниматели и блогеры, уверенные в своих силах и в том, что газету на бюджетные деньги можно делать без какого-либо специального образования. Они были убеждены, что можно использовать для написания статей студентов филологического факультета, блогеров и еще своих знакомых - в знак благодарности, за гонорар.
Основание для увольнения всех редакторов и журналистов, технического персонала редакции, а это почти тридцать сотрудников, придумали «безупречное» – оптимизация издания с изменением формата, тиража и периодичности выхода газеты, то есть интеллектуальный ресурс газеты должен быть вымещен за счет увеличения тиража до 50 тысяч экземпляров. Теперь вместо четырех раз в неделю, газета выходит один раз - с пустотами на страницах и корявыми колонками, вне всяких правил газетного макетирования и стандартов печати, без должной работы корректора, и, естественно, без подтвержденной сертификации тиража.
По всей видимости, тираж газеты действительно изменился.., Но не увеличился, как это было заявлено, а совсем напротив - уменьшился. Если раньше подписчики получали газету регулярно и вовремя, то после отмены подписки и при ее бесплатном выборочном распространении в центре города, газету почти никто не видит. А если и видит - то в мусорных урнах и порой целыми нераспечатанными пачками. Это и понятно, ведь распространяют газету коммерческие структуры, работу которых практически невозможно отследить, как и сам тираж, а выходные данные газеты: адрес редакции, кем и где печатается номер, - по всей видимости, не соответствуют действительности. Не изменился только бюджет – под выпуск газеты, город, как и прежде, выделяет девять миллионов рублей.
Всех журналистов, проработавших в газете долгие годы, уволили под сокращение штата, причем с грубым нарушением трудового законодательства. Вовремя не было сообщено в Центр занятости города Иванова о каждом увольняемом сотруднике и в областную профсоюзную организацию работников культуры, которые по трехстороннему Соглашению города с профсоюзом и всеми предприятиями, обязаны трудоустраивать высвобождаемых квалифицированных работников, предоставляя им новые рабочие места.
Необходимое по закону мотивированное мнение первичной профсоюзной организации газеты, председатель профкома редакции написала лично от себя, без коллегиального обсуждения и учета мнения членов профсоюза, квалификация каждого уволенного сотрудника газеты не учитывалась. Само увольнение проходило под присмотром курирующего газету управления по связям с общественностью ивановской администрации. На собрании все журналисты были предупреждены о том, что в случае саботажа, эти люди не будут работать в газете в новом формате даже внештатниками. Журналистов уведомляли о предстоящем массовом увольнении на общем собрании, без соблюдения статей трудового законодательства о персональном уведомлении и под личную подпись, что повлекло за собой ошибки в составленных наспех документах: кто неправильно поставил дату уведомления, кто вообще не расписался.
Несколько журналистов посчитали такое отношение к себе унизительным и обратились в суд с иском о восстановлении в прежней должности. В том числе они решили провести расследование для журналистского сообщества: на каком основании старейшая региональная газета перешла в руки местного блогера и авантюриста, который уже неоднократно начинал и бросал издательское дело.
Судебный процесс о восстановлении журналистов редакции газеты «Рабочий край» в прежней должности подробно освещался на сайте Союза журналистов России. В результате двух предварительных судебных заседаний истцам удалось выяснить, что на сегодняшний день нет ни одного организационно-распорядительного документа со стороны учредителей газеты «Рабочий край» - администрации города и городской думы, и издателя – муниципального унитарного предприятия «Редакция газеты «Рабочий край»» по оптимизации выхода газеты за счет уволенных сотрудников в полном составе.
Самые важные вопросы по изменению тиража, периодичности, формата издания, были отданы на обсуждение ивановской общественности, так называемой «Рабочей группы», которая, не глядя, в виде сбора подписей под протоколом «рекомендаций» по развитию газеты, определила судьбу уволенных тридцати журналистов. На основании рекомендаций общественности, мэр города отдал поручение директору редакции «Проработать возможность выпуска еженедельной газеты «Рабочий край» согласно техническим требованиям и представить информацию о порядке перехода газеты на новый формат в рамках выделяемых субсидий». Никаких распоряжений собственников имущества газеты об увольнении всех сотрудников редакции – нет.
Имея полномочия по определению структурной организации предприятия, директор редакции издает приказ о проведении организационно-штатных мероприятиях в связи с изменением периодичности выхода газеты, причем самого основания, распоряжения об изменении периодичности газеты никто не издавал, и этим же приказом проводит сокращение штата редакции почти в полном составе.
В начале предварительного судебного разбирательства судья привлекает всех собственников имущества газеты и ее учредителей в качестве третьих лиц для выяснения обстоятельств по делу. Но на втором заседании, фактически до рассмотрения дела по существу, судья Сараева, оставшись наедине с помощником прокурора во время пятиминутного перерыва сообщает ей свое мнение по заявленному иску, что процедура увольнения сотрудников газеты была соблюдена, об этом им все рассказал представитель ответчика, а именно: «В Центр занятости сообщили, мнение профсоюзной организации получено, ну и что, что от председателя, и что все согласованно с учредителями издания, и с куратором, полномочия которого, в принципе, легко подтвердить». Судья просит помощника прокурора заявить ходатайство о привлечении комитета по имуществу, собственника предприятия, - редакции газеты, для выяснения полномочий лица, с кем проведены все согласования. А больше, по их мнению, ничего и не нужно.
Гражданский процессуальный кодекс прямо предусматривает право сторон вести аудиозапись открытого судебного процесса, не спрашивая разрешение у председательствующей судьи. По ее неосмотрительности, при объявлении короткого перерыва, в зале суда остались вещи и записывающее устройство истцов, и, конечно, ими и не предполагалось, что это время будет использовано судьей для сговора с помощником прокурора, о заранее готовящемся решении суда не в их пользу.
В разговоре Сараева выражала предвзятое отношение к истцам и к заявленным ими основаниям, а в решении суда, которое, видимо, ничем не должно отличаться от прокурорского заключения, будет указано: «В любом случае, когда мы будем писать и о признании законным этого приказа, и о процедуре увольнения, о всяких этих согласованиях… это фактически «согласование» проходило, и мы будем на это ссылаться, и лицо, проводившее эти согласования было правомочно их проводить». Таким образом, судья и помощник прокурора, до рассмотрения дела по существу, не исследовав все доказательства по делу, не выслушав мнение сторон, договорились между собой, что исковое заявление не имеет никаких оснований, а увольнение журналистов полностью согласованно со всеми вышестоящими организациями.
Но журналисты подавали иск не о согласованности своего увольнения с учредителями газеты, а по основаниям нарушения процедуры увольнения, прямо предусмотренной трудовым законодательством.
Теперь вместо судебного заседания, назначенного на 24 апреля, истцы, из-за предвзятости судьи и помощника прокурора, приостанавливают судебное разбирательство, на судью подают жалобу в Квалификационную коллегию судей Ивановской области о нарушении конституционного права истцов на российское судопроизводство, которое должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон. Дополнительно истцами будет заявлено об отводе и судьи, и помощника прокурора, и к основному иску будут поданы три дополнительных, в котором будут обжалованы все документы по их увольнению. Закон выше чьей-либо согласованности, в том числе и тех, кто судит.
По делу истцы намерены привлечь экспертов Союза журналистов России, с целью выяснения целесообразности единовременного увольнения целого штата профессиональных журналистов газеты «Рабочий край», и о соответствии газеты в новом издании государственным стандартам печати.
Татьяна Галковская, юрист, Москва.