Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

«Для меня это стало сюрпризом», - фотограф Анвар Галеев о том, как его работа превратилась в эмблему премии имени Ясена Засурского

A A= A+ 12.04.2022 Москва
«Для меня это стало сюрпризом», - фотограф Анвар Галеев о том, как его работа превратилась в эмблему премии имени Ясена Засурского

Фотокорреспондент пресс-службы Союза журналистов России Анвар Галеев стал фотолетописцем съемок документального фильма, посвященного Ясену Николаевичу Засурскому, который больше четырех десятилетий был бессменным деканом факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

   Анвар Галеев: Это был февраль 2007 года. Я тогда работал в газете «Время новостей». На факультете проходила международная научная  конференция  «Профессия –  журналист: вызовы XXI века», и Нонна Котрикадзе, руководитель Издательского центра факультета, попросила меня сделать портрет Ясена Николаевича. Пленарное заседание проходило в знаменитой 232-й (в мои студенческие годы – Коммунистической) аудитории. Я сфотографировал Ясена Николаевича за кафедрой. Это была репортажная съёмка. Он специально не позировал.

    Снимать Засурского я начал еще в студенческие годы – на дне практики, на дне посвящения в журналисты, когда строем ходили на Красную площадь к мавзолею. Это еще плёночная эпоха, середина 80-х. Я его снимал достаточно много. Некоторые мои снимки были использованы в книгах. Одна фотография была сделана в 1991 году на теплоходе «Александр Грибоедов», во время круиза по Волге, организованного для редакционного коллектива, членов их семей и гостей еженедельника «Россия», где я работал. На этом теплоходе Ясен Николаевич был с женой Светланой Александровной. Потом этот редкий снимок был опубликован в одном из последних сборников работ Засурского, изданном к его 90-летию.

    Получается, я снимал его на протяжении 30 лет. Менялся ли он? Конечно, менялся. Одно оставалось неизменным: Ясен Николаевич очень доброжелательно относился к фотографам, которые, как известно, частенько путаются под ногами и мешают сосредоточиться своими вспышками. Но Засурский ни разу не показал своего неудовольствия. Как-то мы с нашей однокурсницей Соней Верной приезжали на факультет – вручить Ясену Николаевичу специально сшитый для него комплект академической одежды (Соня занимается созданием академических мантий и шапочек).  Он охотно облачился в мантию, и я попросил его попозировать. И хотя Ясену Николаевичу уже было трудно ходить, он с удовольствием мне позировал. Думаю, тут свою роль сыграл еще и подарок, который явно поднял ему настроение – мантия нашему многоуважаемому декану очень подошла.

     Что касается портрета, который был использован для премии, то я об этом ничего не знал. Увидел эмблему премии в Сочи уже перед награждением – тогда нынешнему декану факультета журналистики МГУ Елене Вартановой первой вручили хрустальный диск с выгравированным портретом Ясена Николаевича. И этот портрет – стилизация снимка, который я сделал в 2007 году.

     Любимый портрет? Все любимые, хотя… Портрет Засурского за столом в его кабинете.  Ясен Николаевич был занят,  и быстро перестал обращать на меня внимание, углубившись в чтение газеты. У него стол был завален бумагами, папками, книгами – такой настоящий профессорский кабинет. Почему мне нравится это портрет? Передано состояние человека, который мне симпатичен. Видна атмосфера, да и говорящая какая-то фотография получилась, на мой взгляд.

     К Ясену Николаевичу я всегда испытывал безграничное уважение. Не переставал удивляться его умению общаться с людьми, его отношению к женщинам… Как он был внимателен. С каким изяществом целовал им руки. Ну, и, конечно, восхищало его умение общаться с самыми разными людьми –студентами, политиками, наделенным властью людьми. Я за свою профессиональную жизнь всякого насмотрелся. Бывает, человек, казалось бы, на очень высокой должности, а перед начальством лебезит, даже коленки дрожат. Засурский был другой породы – в беседе с любым собеседником, он сохранял необыкновенное достоинство. Этому стоит поучиться.

   Анвар Галеев ведет фотосопровождение съемок документального фильма, посвященного Ясену Николаевичу Засурскому. Творческий коллектив проекта также планирует организовать фотовыставку работ Анвара Галеева в день премьеры в обновленном здании Домжура. Съемки документального фильма проводит телекомпания «РусьТелеФильм» (продюсер Юлия Иванова), автор Марина Петухова, режиссер Дмитрий Ушаков.

Автор текста Марина Петухова

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER