Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

350 событий за 4 дня. Итоги культурного форума в Петербурге

A A= A+ 18.11.2019
350 событий за 4 дня. Итоги культурного форума в Петербурге

Завершился VIII Петербургский международный культурный форум. 350 самых разнообразных событий происходили четыре дня с раннего утра до позднего вечера одновременно на нескольких площадках. Мы выбрали три темы, связанные с темой массовых коммуникаций, музеев и традиционной для нашей газеты темой охраны культурного наследия.

Интернет создает иллюзию

Важную дискуссию «Голос искусства в медиапространстве» провел Сергей Михайлов, генеральный директор ТАСС. Владимир Мединский, министр культуры, участник разговора, назвал дискуссию «Константин Богомолов против «Гугла».

Этот сюжет возник не сразу: сначала из разных уст звучали цифры. Например: еще до открытия выставки Леонардо да Винчи в Лувре на нее через Сеть было продано 200 тысяч билетов. Или: ресурс «культура.рф», заметим, не новостной, посещают 150 тысяч человек в сутки. 53 процента землян, или 4 миллиарда человек, имеют доступ к Интернету. А подключение к нему возможно на 99% суши...

Элисон Коул, главный редактор международной газеты The Art Newspaper, убеждена, что бумажные издания по искусству сохранятся, хотя их ждет непростая жизнь. Французский журналист Лоран Дандрие заметил, что медиа привлекают посетителей в музеи, это помогает собирать средства на реставрацию, например Версаля. Но, когда публики очень много, она угрожает сохранности знаменитого музея. Возникает замкнутый круг, из которого непонятно как выбраться.

Дона Раз Леви, представитель «Гугла», заметила, что в этот поисковик приходит 500 миллионов запросов в месяц по культуре, а после цифровизации музеи-партнеры увеличили посещаемость на 30%. Причина - туристы хотят приехать подготовленными.

Ее оптимизм не разделил театральный режиссер Богомолов. По его мнению, просветительская работа, например трансляция спектакля, это, конечно, хорошо. Хотя переданная «через провода» картинка снижает энергию воздействия, теряется восприятие искусства как штучного продукта. Театр становится предметом потребления. А искусство - это зона работы зрителя, а не времяпрепровождение. С помощью Сети происходит «попсовизация», она всех направляет в одну сторону, формирует толпу, и в этом есть серьезная опасность. Кроме того, картинка в смартфоне создает иллюзию, что ты все уже видел. А искусство это еще и паломничество - поехать и почувствовать его именно на месте.

Участники разговора посоветовали СМИ выдвигать на первый план содержание выставки или спектакля, а не финансовые вопросы.

ТАСС провел еще две профессиональные дискуссии: «Самоцензура и журналистика в эпоху хайпа» и «Диалог о фейковых новостях и постправде». В первой коллеги из разных стран пришли к выводу, что совесть важнее хайпа, который приносит тиражи и лайки. Именно этим журналисты должны отличаться от блогеров. Второй разговор начался с констатации - фейки, то есть заведомая ложь или непроверенная информация, стали естественной составляющей социальных сетей. СМИ должны выбирать: либо, думая о репутации, тратить время на проверку информации, либо забыть про репутацию. Что касается пользователей соцсетей, то они должны больше «думать своей головой». Было предложено ввести в школах уроки «информационной гигиены», чтобы научить всех, как отличать фейки от новостей.

Оставаться в федеральной повестке

В заранее анонсированной дискуссии о состоянии исторического центра Петербурга, увы, было много очевидных слов. В кулуарах «Санкт-Петербургские ведомости» получили два комментария. По словам Сергея Макарова, председателя КГИОП, его серьезно беспокоит состояние жилых домов в центре. Чтобы их вовремя реставрировать и содержать, нужно: городу больше зарабатывать; удерживать Петербург в федеральной повестке (фестивали и другие события международного масштаба, упрощение визового режима, полеты лоукостеров, перевод в город федеральных учреждений); адаптировать нормы реконструкции зданий к исторической застройке.

По мнению архитектора Максима Атаянца, центр города сам по себе является сложившимся общественным пространством и нуждается лишь в минимальном вмешательстве, тактичном и осторожном. Вместо этого часто получаются бессмысленные и вычурные гранитные новообразования, как круглый «блин» в створе Большой Морской улицы, призванный, видимо, обогатить и дополнить архитектуру Росси, нелепые кучки полированного гранита, мешающие проходу по берегу канала Грибоедова, или столь же неуместные «кубоиды» в Соляном переулке...

На «круглом столе», посвященном 100-летию школы Баухауз, специалисты из России, Германии, Финляндии говорили об общей сложной проблеме приспособления памятников конструктивизма: без участия государства «экономика» такие проекты не вытягивает. Участники обсуждения приняли участие в открытии охранной доски на силовой подстанции фабрики «Красное знамя» архитектора Эриха Мендельсона. Внутри здание отреставрировано, но собственник еще не решил, что с ним делать. Возможно, это будет театрально-концертный зал или музей архитектуры «на паях» с государством.

Разговоры о культурном наследии завершила театрализованная акция «№толькобезрук» в защиту грифонов Банковского моста. Его открыли после реставрации в июле, но уже на крыльях грифонов стерто золото, появились несмываемые следы химикатов. Как сообщила нашей газете Екатерина Шишкина, сотрудница Музея городской скульптуры, только в ноябре плинты под грифонами вандалы разукрашивали дважды. Студенты РГИСИ и ГЭУ в рамках акции показали, что грифоны не приносят счастья и гладить их бессмысленно. Они возят карающую богиню Немезиду.

А лучшая часть архитектурной секции неожиданно состоялась на платформе «Музыка». Власти Свердловской области провели конкурс на проект нового здания Филармонии и назвали победителем бюро Zaha Hadid Architects. Это был самый сложный из проектов с крышей в виде звуковой волны. Большой зал на 800 мест напоминает гроздь винограда. Задняя стена малого зала на 400 мест - прозрачная и выходит в парк. Как сообщил нашей газете губернатор области Евгений Куйвашев, стоимость строительства оценивается в 3 миллиарда рублей, оно должно быть завершено в 2023 году к 300-летию Екатеринбурга.

Кого спрашивать про репутацию

Михаил Пиотровский начал «круглый стол» «Город - музею, музей - городу» категорично: «Ни социологи, ни начальство не должны решать, кого бесплатно или льготно пускать в музеи. А только сами музеи». Кателейн Брурс, директор центра «Эрмитаж - Амстердам», говорила, что появление этой организации изменило прежде неблагополучный квартал, появились новые магазины и рестораны, которые приносят налоги в городской бюджет.

Петр Шолохов, директор «Шолохов-центра» из Ростова-на-Дону, рассказал, что центр создан как отдел музея писателя, расположенного в станице Вешенская. Эта необычная конструкция позволила показывать в областном центре выставки из Эрмитажа и других музеев. Но город есть город: когда рядом стали строить высотную гостиницу, «Шолохов-центр» пришлось поставить на сваи.

Другие проблемы у Виктора Шалая, директора Музея Арсеньева во Владивостоке. Он сказал о них просто: «Показать нашей публике, что у большой России единая история. Это может предотвратить массовый отъезд молодых людей в другие города».

Айке Шмидт, директор знаменитой галереи Уффици, говорил о том, как он пытается сделать суперпопулярный у туристов музей доступнее для флорентийцев. Билеты с входом до девяти часов утра предлагаются со скидкой 50%, годовой абонемент позволяет посещать музей без очереди. В городе Синья - спутнике Флоренции открылся центр Уффици. А в самом музее повесили как можно ниже картину Фра Анжелико «История отшельников». Выяснилось, что ее персонажей любят рассматривать маленькие дети...

Сенсационным, судя по непривычной тишине в битком набитом зале, стал «круглый стол» про репутацию музеев. Летом 2019 года в университете испанской Наварры состоялась совместная с Эрмитажем конференция по музейной репутации. Там было представлено исследование, проведенное в Нидерландах и основанное на работах по репутации коммерческих компаний. Оно выявило семь двигателей (драйверов) репутации: коллекция музея, его роль как работодателя, финансовая эффективность и т. д. В этом году Эрмитаж и Европейский университет провели пока пробное исследование применительно к нашему музею по версии его сотрудников. Выяснилось, что у них иной список драйверов, хотя коллекция также занимает первое место. Но главный вопрос - кого спрашивать про репутацию? Эрмитажники считают, что прежде всего посетителей и доноров. По голландской модели, надо сначала спрашивать лидеров мнений и потенциальных посетителей.

Как сообщил нашей газете Михаил Пиотровский, на 2021 год в Петербурге намечена конференция на подобную тему. К тому времени будут проведены полные исследования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга Голодец, зампредседателя правительства РФ:

- В форуме приняли участие более 35 тысяч человек из 96 стран, состоялось более 350 событий. Форум стал важной площадкой для обсуждения будущих выставок, постановок, концертов, переговоров с меценатами. Петербург становится культурной столицей мира.

Александр Беглов, губернатор Петербурга:

- Культурный код Петербурга запечатлен в нашем наследии. В эпоху глобализации растет интерес к современному искусству. Надо найти баланс между классикой и современностью. Выставки Ильи Репина и группы АЕС+Ф - пример такого баланса.

Владимир Мединский, министр культуры:

- По данным ВЦИОМ, доля граждан, максимально положительно оценивающих состояние дел в культуре, выросла за последнее время с 19 до 30 процентов. 9 из 10 опрошенных регулярно посещают театры, музеи, праздники.

https://spbvedomosti.ru/news/culture/350-sobytiy-za-4-dnya-itogi-kulturnogo-foruma-v-peterburge/

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER