Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Разлука будет без печали…

A A= A+ 27.02.2025

 

Лимитрофы отключились от России. В Москве удивились, но не переживают

На днях президент Литвы Науседа попрощался с Россией и почему-то с Лениным. Он заявил по-английски «Прощай, Россия. Прощай, Ленин». Видимо вождь пролетарской революции так крепко запал в душу бывшему коммунисту Науседе, что он предпочел это сделать публично. Произошло это во время торжественного отключения страны от общей с Россией и Белоруссией энергосистемой. Никаких потрясений эта инициатива прибалтийских государств в России не вызвала, свет в Кремле не погас, об этом в Москве знали заранее и подготовились. При этой странной процедуре президент Литвы вел себя как лакей, впервые допущенный в покои хозяина, зато хозяйка и заказчица торжества фон дер Ляйен радостно улыбалась, как будто исполнилась мечта всей ее жизни.

Понятно, что подобная политическая акция навредит в первую очередь всей Европе. Пострадает и Литва, которая по-существу давно лишилась промышленности, развитых фермерских хозяйств и превратилась в европейскую побирушку.

Но сегодня мы хотим сказать о другом, о чем многие годы, пока Литва была в составе СССР, стыдливо молчали. Да и сейчас не особо охотно об этом говорим. В год 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне некоторые исторические факты литовским политикам не мешает напомнить. Ведь необходимо знать не только о подвигах граждан СССР, среди которых было немало литовцев, но и о коллаборационистах, о тех, кто прислуживал нацистам.

Нацистская Германия оккупировала Литву в первые же дни войны. Многие местные жители восприняли на первых порах немецкую армию как «освободителей». Но в планы Германии не входило существование Литвы как независимого государства. Среди прибалтийских стран литовцы были в понимании нацистов низшей расой. За время оккупации в стране погибло 370 000 граждан. Немецкая гражданская власть запретила высшее образование на литовском языке, был прекращен выпуск газет, журналов и книг, включая изданные перед войной, не разрешали исполнять национальный гимн. Зато многие литовцы получили возможность изучать немецкий язык: в основном это были военные команды: немецкие офицеры были поставлены во главе 22 стрелковых батальонов самообороны. Понятно, что не на литовском языке они отдавали приказы. Так, только один из этих батальонов, дислоцированный в Минске, уничтожил свыше тысячи мирных жителей и более 9 000 советских военнопленных.

Многие годы мы об этом молчали, но участие местных жителей, особенно в Прибалтике и на Украине в репрессиях против евреев было не только ужасным, но и повсеместным фактом. Говоря о Прибалтике, следует заметить, что здесь далеко не все убийцы своих сограждан понесли после войны наказание. Если генералы СС, командовавшие на этой территории, были публично повешены в Риге в 1946 году, то многие из их подельников-коллаборационистов остались в живых. Их последыши сегодня сносят памятники воинам-освободителям, выселяют русскоязычных жителей из своих стран.

Освобождение от нацистской оккупации избавило народы Прибалтики от неизбежной «германизации» - «растворения» в «арийской среде» или уничтожения, а языки и культуры этих народов – от полного уничтожения. Хорошо бы об этом напомнить господину Науседе. Вряд ли он в случае победы гитлеровской Германии имел бы возможность свободно говорить на родном литовском языке. Литва, Латвия и Эстония как республики после Победы с помощью Красной армии восстановили свои довоенные границы, а в случае Литвы с существенным приращением территории – впервые в истории в ее состав вошли Вильнюс и Клайпеда. Напомним, что население Вильнюса к тому времени составляло около 200 000 человек, в основном поляков. В период оккупации нацисты полностью сожгли 20 деревень и хуторов, разрушили 80 тысяч зданий, 56 электростанций, 26 тысяч жилых домов, театров, клубов, 72 больницы, были разрушены железные дороги. Надо напомнить литовским руководителям, что уже в конце 1944 года литовские газеты сообщили о начале работ по восстановлению взорванных немцами при отступлении электростанций, мостов, больниц, школ и других жизненно важных объектов. Много внимания Советская власть уделяла возобновлению учебы в высших учебных заведениях в Прибалтике, закрытых нацистами. Например, Вильнюсский и Каунасский университеты были открыты уже осенью 1944 года. Именно в Вильнюсском университете получил образование Науседа, куда он поступил после работы санитаром на складе. Здесь же он защитил диссертацию и вступил в КПСС. Но это было давно, наверное, забыл. Вспоминая о послевоенном периоде, хотелось бы напомнить еще один малоизвестный факт. Сразу после завершения войны руководители прибалтийских республик обратились к Сталину с просьбой не наказывать их мужчин, служивших нацистам, в том числе в СС. Мотивировали тем, что эти люди призывались немцами насильно, да и мужчин в случае репрессий в маленьких республиках не останется. Правда здесь была в одном: очень много граждан этих республик служили Гитлеру и действительно сажать пришлось бы через одного. Что же касается принудительного призыва, то известно, что в СС принимали только на добровольной основе. Этот принцип нацисты соблюдали строго все время войны. Просьбу прибалтов поддержали в НКВД СССР, и многие прислужники нацистов избежали наказания. Не остались в республиках и евреи: их уничтожили под корень. Их дома и имущество достались местным жителям. Некоторые из их потомков и сегодня живут в еврейских домах убитых коллаборационистами людей в Каунасе, Вильнюсе, Клайпеде.

Позиции сокрытия фактов, фальсификаций, особенно, если это касается Второй мировой войны, придерживаются в современной Литве. Особенно здесь стараются скрыть факты антисемитизма со стороны местного населения во время войны. Томас Венцлова – один из самых известных ныне живущих литовцев в мире. Это поэт, переводчик, эссеист. Он никогда не был послушным человеком, несмотря на высокие регалии отца во времена СССР. В 1977 году Томас Венцлова выехал из Советского Союза в США, преподавал в американском университете в Беркли, тогда же был лишен советского гражданства. Он был другом Иосифа Бродского, Чеслава Милоша, переводил на литовский язык Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Велимира Хлебникова. Невозможно назвать его рупором советской, российской пропаганды. Вот что писал этот человек в 2015 году: «Ровно 40 лет назад я написал статью "Евреи и литовцы". Прежде всего она появилась в еврейском самиздате, затем в Израиле, а потом ее перевели и напечатали литовские эмигранты. В эмиграции статья наделала определенного шума.  Я писал в статье: мы вместе жили 600 лет, и, может, это время подходит к концу: в такое мгновение мы не можем быть врагами или равнодушными друг к другу. Я писал в статье: мы должны понять, что уничтожение евреев — это уничтожение нас самих, оскорбление евреев — это оскорбление и в наш адрес, ликвидация еврейской культуры — покушение на нашу культуру. Стало ли это аксиомой, которую безоговорочно принимает большинство литовцев? Наверное, нет. Антисемитизм не только не исчез (полностью исчезнуть он, наверное, не может, в нем есть нечто необъяснимое, почти метафизическое) – он даже не стал маргинальным, он нередко прорывается в центральных пространствах общества. Социологические исследования, правда, показывают, что функцию "козлов отпущения", самой нелюбимой группы у евреев перенимают ромы (цыгане), темнокожие, мусульмане, гомосексуалисты и лица с психическими недугами, но это небольшое утешение, поскольку в Литве по-прежнему существует латентная ненависть к "другому". Судя по некоторым признакам, она усиливается: кризисный момент может вылиться в действия, и, к сожалению, есть вероятность, что эти действия пойдут по старому руслу. Еврей исторически стал самым ярким, эмблематическим случаем "другого". Нередко создают впечатление, будто сосуществование литовцев и евреев до 1940-1941 гг. было идиллическим. Это не так. Оно было, возможно, немного лучше, чем во многих соседних странах, но все равно было отмечено отчуждением. Несмотря на усилия по закреплению гражданского понимания литовскости, этнический национализм по-прежнему остается непоколебимой парадигмой общественной и государственной идеологии. И это неудивительно. Эту парадигму создавали практически все деятели литовского национального движения, те, кому ставят памятники, те, чьими именами называют улицы и площади — Даукантас, Басанавичюс, Сметона. На нее опирались послевоенные партизаны и практически все эмигранты. Итак, официально высказывают согласие с тем, что Холокост — это великое зло, есть день памяти о нем, но вместе с тем, официально хотят оправдать и даже канонизировать лиц, которые так или иначе участвовали в Холокосте. Этому также посвящены памятные дни и мемориальные доски. Такое явление следует называть государственной и национальной шизофренией. И тут — все то, что вызывает у евреев, а также у более просвещенных литовцев, законное возмущение: от частых антисемитских ноток в СМИ, от открытого агрессивного антисемитизма в комментариях в интернете до очень снисходительного отношения к демонстрациям крайне правого крыла, которые обязательно проходят в сакральное для Литвы время (в годовщины независимости) и в самых значимых для Вильнюса и Каунаса публичных местах. По моему мнению, эти демонстрации — оскорбление независимости Литвы, и только так их можно оценивать. Насколько мне известно, в Литве есть закон, наказывающий не только тех, кто отрицает и умаляет значение Холокоста — насколько мне известно, за нарушение этого закона никто до сих пор не был наказан».

Это только несколько выдержек из текста, который не взволновал земляков Венцловы. Ранее в 2012 году в Вильнюсе торжественно с государственными почестями захоронили Юозаса Амбразявичюса, который исполнял обязанности премьер-министра Литвы с 23 июня по 5 августа 1941 года, а затем бежал в Германию, где и умер. Этот господин был известен тем, что еще до прихода немцев организовал широкомасштабные этнические чистки среди евреев, устроил Каунасский погром евреев. Его правительство также приняло позорное решение о создание гетто для евреев – первого на территории Литвы. Напомним первыми на территории Литвы евреев стали убивать не нацисты, а местные жители. В 2017 году Томас Венцлова побывал в России, представляя свои книги читателям. Вот отрывок из его интервью российским журналистам:

«-В 2016 году в Вильнюсе вышла документальная книга Руты Ванагайте «Наши» - об участии литовцев в массовых убийствах евреев в годы нацистской оккупации, после чего поднялся большой скандал: ее обвиняли во лжи и клевете, от нее стали отворачиваться друзья. Странно наблюдать такое в XXI веке.

- Многие журналисты пишут, что вопрос об участии литовцев в нацистских преступлениях раздувается Путиным и его секретными службами, чтобы очернить Литву. А я думаю, что по-настоящему Литве вредит тот, кто замалчивает или искажает правду. Если мы об этом всерьез начинаем говорить сами, то тем самым повышаем престиж Литвы. Впрочем, как только Ванагайте начали обвинять в клевете, книга стала бестселлером, многие прочли ее и, я надеюсь, что-то поняли. Увы, правительство, оказавшись немецким союзником, сразу развело антисемитскую пропаганду, погнало евреев в гетто, начались погромы и убийства. Немцы давали руководящие указания, а к могильным рвам евреев гнали скорее литовцы. Участники правительства ожидали, что им разрешат создать независимую Литву, которая воевала бы на немецкой стороне, как, например, Финляндия. Думаю, если бы это им удалось, то Литвы после войны, увы, перестала бы существовать как государство и даже как этнос. Но не удалось – немцы никакой, даже пронацистской независимости не допустили.

Сейчас в Литве есть политические силы, для которых участники повстанческого правительства – герои. Попытки найти им оправдание и тем самым обелять убийства – довольно-таки бессовестное занятие. Я стараюсь об этом говорить и писать. Но в Литве было много людей, которых называют праведниками народов мира (они спасали евреев во время оккупации). В Литве их в процентном отношении больше, чем во многих других странах, и это гордость литовского народа. Об этом Ванагайте тоже говорит. Она впервые жестко, честно и подробно рассказала о том, что было на самом деле».

Эта книга разделила Литву на два лагеря. Некоторые старые друзья перестали с ней общаться, но многие искренне поддержали. "Я знала, что я себе жизнь испорчу этой книгой." – говорила автор журналистам.
«Наши» — от одного только названия этой книги всю Литву перетряхнуло. На обложке — два портрета: два парня, похожих друг на друга, как родные братья. Один — литовский еврей, был убит.
Второй — литовец, был убийцей евреев.
Это — «Наши», говорит автор книги Рута Ванагайте. И евреи — наши. И убийцы — наши. Вообще же, если название книги перевести еще точнее, это даже не наши — это свои.

Рута написала книгу, которую никто не ждал. На тему, которая неприятна всем. На самую табуированную в обществе тему. В последние годы здесь привыкли больше говорить о «российской угрозе». Много написано книг о евреях, которые выжили, и о литовцах, которые их спасали.
Но вместо ответа на самый страшный вопрос общество довольствуется пассивным сообщением на мемориальных досках и памятниках, — «были убиты». «Кем?» — спрашивает Рута.
Потому что Холокост — это не только шесть миллионов убитых.
Это шесть миллионов убийств.

Что-то заставило человека на шестом десятке по-иному взглянуть на историю своей семьи, самых. По ее мнению она видит свой долг в том, чтобы возместить ущерб от преступлений родственников. Похоже, она первая в Литве публично признала вину своей семьи и это вызвало шок.

В интервью российским журналистам Рута Ванагайте рассказывает, что ее дедушка, погибший в Карлаге, всю жизнь был для нее героем — потому что пострадал от советской власти. Но вот в свои 59 лет она прочитала его дело в архиве КГБ и узнала, что, когда немцы пришли, он вошел в комиссию, которая составляла списки советских активистов. Почему-то это были одни евреи. И потом этих евреев расстреляли. А дедушка получил двух советских военнопленных — работать на его земле. Рута стала думать об этом и поняла, что не так все просто было.

После этого открытия она вспомнила другого родственника — который при немцах был комендантом одного города, а когда пришли русские, сбежал в Америку и все советские годы присылал им оттуда джинсы. И Рута никогда не задумывалась, почему он бежал, почему жил под другой фамилией.

Поразительная история! Как вполне благополучный человек становится изгоем у себя на Родине только потому что сказал правду. Хотя нет, многие литовцы прекрасно знали о неприглядной роли своих земляков, убивавших евреев, просто об этом не говорили вслух. В книге приводится много фактов о том, как поддерживаемые официальными властями граждане Литвы последовательно и настойчиво убивали евреев, завладевали их имуществом. Они это делали так вдохновенно, что нацисты везли в Литву евреев из других стран для последующего уничтожения. В убийствах даже участвовали несовершеннолетние школьники, за этим равнодушно наблюдала церковь, иногда убийцам даже отпускали грехи. Всего в Литве уничтожили около 200 000 евреев. На Родине книгу Ванагайте объявили российским проектом и угрозой национальной безопасности, а такие спокойные и неконфликтные в быту литовцы даже грозились ее убить. Даже некоторые из родных назвали Ванагайте «Павликом Морозовым».

Можно, конечно, описывать ужасы нацизма, говорить об ответственности людей, которые жили в те времена и участвовали в преступлениях с позиции сегодняшнего дня, понимания массы сопутствующих обстоятельств, но извлечем ли мы тогда уроки из этих событий? Английский историк Ричард Эванс, рассуждая об исторической памяти, цитирует английского писателя Лесли Хартли: «Прошлое – это другая страна: там живут по-другому». Но Хартли – признанный мастер мистической прозы, а мы живем в реальном мире. У нас живая душа, хрупкое тело, мы многое помним и не хотим повторения того, что происходило во времена Третьего рейха.  В некоторых странах, соседних с Россией, например, на Украине, в Прибалтике не только простили нацистское прошлое и преступления своих сограждан, но и пытаются сделать их героями.

 

Источник: МК
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER