Сайт функционирует
при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Область тьмы

A A= A+ 22.01.2025

 

27 ЯНВАРЯ – ОДНА ИЗ ЗАПОМИНАЮЩИХСЯ, ДРАМАТИЧЕСКИХ ДАТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ВОЙСКА СОВЕТСКОЙ АРМИИ ОСВОБОДИЛИ САМЫЙ СТРАШНЫЙ КОНЦЛАГЕРЬ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ОСВЕНЦИМ. НА МЕМОРИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ НЕ БУДЕТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ИЗРАИЛЯ БЕНЬЯМИНА НЕТАНЬЯХУ. КАК ТАКОЕ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ?

Глава России не был приглашен в Освенцим в 2015 и в 2020 годах. В Варшаве «забыли», кто освобождал эту страну и спас поляков от вымирания. Руководитель Израиля удостоился этой «чести» впервые. В день этой памятной даты важно сказать, что для большинства евреев само понятие Холокоста связано с Освенцимом. Именно здесь убили больше всего евреев за всю историю этого народа.

Некоторые люди и сегодня считают, что нацизм – это порождение режима Третьего рейха и с разгромом фашизма его идеи ушли в историю. На самом деле без европейских союзников Гитлер не смог бы прийти к власти и развязать войну. Нацизм, к сожалению, не умер, он затаился на многие годы и вновь поднимает голову сегодня.

                                          ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Любая война-это кровь, жертвы, гибель людей, разрушения и страдания. Но проходит время, зарастают раны, новые поколения когда-то враждовавших народов мирно живут рядом и растят детей, для которых драматические события давно прошедших лет становятся всего лишь историей, страницей из школьного учебника, может быть, бережно сохраненными фронтовыми фотографиями и медалями деда. Вторая мировая война – это единственное исключение из правил, это самая особенная из военных конфликтов, которые помнит человечество. Нацисты хотели не просто завоевать новые территории для своего государства и расширить жизненное пространство для немецкого народа. Они намеревались сократить путем уничтожения другие народы, а оставшихся сделать своими рабами. Обосновывалось это «ненужностью» и даже «вредностью» иных рас, «расплодившихся», как любил говорить Герман Геринг, на земле. Но один народ они хотели уничтожить полностью, стерев его с лица земли, убить всех, до одного человека. Это были евреи.

Когда я начинал работать над этой темой, то даже не представлял всю область тьмы, в которую погружался с каждым днем, читая документы из архивов Германии, Франции, Израиля, России. Казалось бы, об этом написаны тысячи страниц, сняты волнующие документальные и художественные фильмы, во многих государствах приняты законы, жестко пресекающие пропаганду нацизма в любых ее формах. Так почему же сегодня в центре Европы под улюлюканье толпы крушат памятники генералам-победителям, кто позволяет молодым людям выходить с факельными шествиями на улицы городов и салютовать друг-другу в нацистском приветствии, что исповедуют люди, открыто восхваляющие Гитлера и его соратников? И самое главное, почему это не замечают западные правители. Ведь в истории это уже было: «Майн Кампф», ночь «длинных ножей», Мюнхенское соглашение, гетто для евреев, концлагеря смерти для несогласных. И все это закончилось Нюрнбергским процессом.

Словари достаточно сухо сообщают, что «окончательное решение еврейского вопроса – расовая политика правительства нацистской Германии в отношении евреев. Под эвфемизмом «окончательное решение» подразумевалось массовое уничтожение еврейского населения Европы». Чтобы читатель вник в смысл предлагаемого нам понятия уточним, что под эвфемизмом в данном случае понимается нейтральное по смыслу или эмоциональной «нагрузке» слово, которое европейские умники используют в публичных высказываниях вместо выражений, которые они считают «неприличными». К примеру, придумали понятие «летальный исход» вместо мрачного слова «смерть». Как сказал в этой связи один мой приятель - филолог: «Не знаю случая, чтобы человек воскрес, если его смерть назвали «летальным исходом».

Подобная «деликатность» современных европейских ученых не случайна. Антисемитизм как идея родилась не в нацистской Германии. Еврейский вопрос как тема отношений европейцев и евреев существовал задолго до того, как фюрер приступил к его «решению». Крупнейший американский историограф Холокоста Рауль Хильберг, изучивший отношения европейцев и евреев, писал о политике нацистов как о продолжении существовавшего много лет христианского антисемитизма: «Христианские миссионеры говорили нам (евреям), в сущности, следующее: вы не имеете права жить среди нас как евреи. Пришедшие им на смену светские правители провозгласили: вы не имеете права жить среди нас. Наконец, немецкие нацисты постановили: вы не имеете права жить… Следовательно, нацисты не отбросили прошлое, они основывались на нем. Не они начали этот процесс, они лишь завершили его». В наши дни эти слова звучат особенно актуально.

Скажем то, что весьма неохотно признают в современной Европе: антисемитизм в начале XX века был характерен для большей части Старого Света. А в некоторых государствах, например, в Польше, на территории которой оккупантами были организованы массовые комбинаты убийства людей, он даже стал политической платформой ряда политических деятелей.

             Всплеск расового антисемитизма в Польше до начала Второй мировой войны связывают с именем Романа Дмовского. В прошлом член Государственной думы России, он в 1923 году стал министром иностранных дел Польши. Дмовский был идеологом и лидером Национально-демократической партии. Фактически под ее фашистскими знаменами он собрал широкую коалицию средних классов. В Варшаве сегодня не любят вспоминать, но именно боевики Дмовского бойкотировали в середине 1930-х годов еврейские магазины и фирмы, избивали и убивали своих сограждан еврейской национальности. Согласно данным, которые приводит британский историк Ричард Эванс «в период с декабря 1935 года по март 1939 года в более чем 150 польских городов в ходе жестоких антисемитских акций было убито 250 и ранено 500 польских евреев». Так что эти люди, которые называли себя польскими патриотами, ничуть не лучше нацистских палачей. Именно «национальные демократы» требовали лишить евреев гражданских прав, запретить им служить в армии, учиться в университетах, заниматься бизнесом. Польские власти тех лет были активными сторонниками переселения европейских евреев на остров Мадагаскар. Они считали, что таким образом сами решат «еврейскую проблему» в стране.  В 1937 году польская делегация посетила Мадагаскар, который тогда находился под управлением Франции. Главная задача этой поездки состояла в том, чтобы посмотреть, насколько этот остров подходит для принудительной эвакуации польских евреев. В декабре того же года министр иностранных дел Польши полковник Йозеф Бек обсуждал этот вопрос со своим французским коллегой Ивоном Делбосом. Официально сообщалось, что французская сторона проявила на переговорах «сдержанное понимание» данного вопроса. Неофициально французы давали понять, что удивлены назойливостью и цинизмом поляков. Так, в декабре 1938 года 117 депутатов Сейма, то есть более четверти от общего числа парламентариев, подписали заявление, в котором требовали радикального сокращения количества евреев в Польше. В стране в это время проживали три с половиной миллиона евреев, что составляло около 10 процентов от общего населения страны. Только в Варшаве постоянно жили и трудились более 350 000 евреев, а это значит каждый третий житель польской столицы считал себя евреем. Это был самый высокий показатель в Европе и один из самых высоких в мире.

          В отличии от евреев Германии, многие из которых причисляли себя к немцам, польские евреи в значительной степени сохранили свою национальную идентичность. Большинство из них говорили на идиш, иврите, многие не знали польского языка. Бороды, пейсы, традиционные шляпы, строгое следование правилам шаббата – все это вызывало у нацистов особую ярость. Сохранилось много постыдных, унижающих достоинство высказываний не только эсэсовцев, но и командиров Вермахта, немецких медиков, журналистов о польских евреях. Эти слова в первую очередь унижают тех, кто их произносил.

                                             УСТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДИОТА

          Окопавшиеся с 2018 года у власти польские националисты нередко обвиняют в Холокосте СССР. Так, бывший министр национальной обороны страны Антоний Мацеревич, которого в собственной стране прозвали «профессиональным идиотом», известен радикальными заявлениями антикоммунистического и антироссийского толка. Он же не раз высказывался о справедливости аргументов «Протоколов сионских мудрецов» - известной фальшивке, придуманной антисемитами. Польский интегральный национализм имеет исторические корни и все время подпитывался польской католической церковью. Обратимся к примерам Второй мировой войны. 23 июня 1941 года гитлеровцы оккупировали небольшой городок Едвабне, недалеко от Белостока, возвращенного в 1939 году в состав СССР. 1 июля в городок вошла айнзацгруппа и начались еврейские погромы, в которых самое активное участие приняли бывшие соседи-поляки. Убивали всех, в том числе стариков и детей. Попытка евреев обратиться за помощью к местному ксендзу не помогла – служитель божий заявил: «Все вы коммунисты и враги поляков». Из 1 600 евреев Едвабне (а это половина довоенного населения городка) не уцелел никто. До 2000 года официальные власти Польши всю вину за эти убийства возлагали на нацистов. Американский историк Ян Гросс собрал и опубликовал немецкие документы, из которых следовало, что в убийствах евреев активно участвовало польское население. Под грузом неопровержимых фактов тогдашний президент Польши Квасьневский принес официальные извинения еврейскому народу. Позорное пятно лежит на поляках и в связи с ликвидацией нацистами Варшавского гетто в апреле-мае 1943 года. Жители Варшавы откровенно одобряли расправы, даже веселились, а на недоуменные вопросы «Чему радуетесь?», неизменно отвечали «Так-то клопы горят!». Выжившие узники концлагерей неоднократно вспоминали какими кривыми ухмылками провожали их поляки на пути в комбинаты смерти, а в случае побегов выдавали беглецов. Известно, что  почти все вырвавшиеся на свободу узники концлагеря Собибор, были так или иначе убиты или выданы гитлеровцам местным населением.

          Казалось бы, после войны, когда поляки и евреи потеряли по 6 миллионов человек, национализму и антисемитизму не должно быть места в этой стране, тем более, что численность евреев в Польше сократилась на 85 процентов. Драматично, но объектом насмешек и угроз становились поляки (а таких было немало), которые, рискуя жизнью спасали евреев. На месте комбината смерти Треблинка, в котором нацисты уничтожили около миллиона человек со всей Европы, польские искатели сокровищ - мародеры вырыли огромный котлован в поисках золота, которое могли спрятать погибшие евреи на своих телах. Самый печальный послевоенный инцидент с массовым погромом евреев произошел в 1946 году в городе Кёльце. Поводом стало исчезновение местного мальчика. В умы горожан была вброшена известная фальшивка «маца на крови христианских младенцев». Мальчик нашелся живым и здоровым, но это не остановило погромщиков. В избиении и зверских убийствах людей участвовали польские обыватели, полиция, военные и даже местные подростки-скауты. Погибло около 80 евреев. Жертв могло быть намного больше, но погромщиков остановили поднятые по тревоге части Советской армии и Войска Польского. 

          В отличии от других социалистических стран Польша после войны разрешила евреям свободную эмиграцию, спокойно расставаясь с научными, культурными и техническими кадрами. Согласно переписи населения, в 2002 году в Польше насчитывалось всего 1133 еврея. Что это как не этнические чистки?

          Особо хочется поговорить о французах, которые традиционно представляют себя как страну победившей демократии и любят учить других как необходимо соблюдать права человека. В годы Второй мировой войны конформизм французов, их нежелание отказаться от устоявшегося благополучного быта прямо вели к коллаборационизму, измене Родине и даже предательству близких людей. Где-то французы даже забегали впереди своих нацистских хозяев. Преследования евреев начались сразу же после поражения и занимались этим даже не оккупационные немецкие, а местные власти. Причина была банальной: желание завладеть имуществом несчастных. Немалую прибыль приносил поиск евреев, их отлов, отправка в концлагеря. В Освенцим в первую очередь отправлялись евреи, не имеющие французского гражданства, позже пришла очередь и «своих евреев». Добровольных помощников в этом деле, особенно в оккупированной зоне, у немцев хватало. Французская жандармерия разыскивала, задерживала и охраняла евреев, водители автобусов и машинисты довозили их до лагерей. Некий функционер Морис Папон усовершенствовал логистику тем, что приспособил для транспортировки жертв в лагеря такси. Таким образом люди до последнего верили, что вернутся домой. Известна грязная история, когда французская жандармерия в 1942 году отобрала у евреев четыре тысячи детей и отправила их в Аушвиц. Жертвами Холокоста стали 80 000 французских евреев, 24 000 бельгийских, 102 000 голландских.

          Под оккупацией французы продолжали заниматься своей повседневной и вполне благополучной жизнью: выращивали виноград, производили вино, шампанское и сыр для нацистов, купались в море, проводили время в кабачках. Около 400 000 граждан Франции служили в различных немецких военных организациях, в том числе, в СС. Мало кто об этом знает, но последние дни в своей канцелярии Гитлер провел под защитой именно французских эсэсовцев. Они до конца сражались за фюрера, который унизил французов и растоптал их государственность.

          В 1941 году безопасность в стране обеспечивали всего 30 000 солдат оккупационных войск. Историк Ян Осби приводит служебную записку посла Германии во Франции Абеца датированную 1940 годом: «Я принимал политиков, городских советников, префектов, государственных чиновников. Из 50 сановников 49 добивались каких-нибудь позволений или талонов на бензин, и только один говорил о Франции».

          Коллаборационисты помогали нацистам держать в узде собственный народ. Известно, что многие герои Сопротивления погибли в результате предательства. Полувоенные подразделения милиции Жозефа Дарлана несут за это ответственность. Один из самых жестоких французских командиров Жозеф Лекюссан в 1944 году приказал сбросить в глубокие колодцы 80 евреев и закидать их глыбами и мешками с цементом. Это существо, которое трудно назвать человеком, носило у себя в бумажнике звезду Давида, вырезанную из кожи убитого еврея.   

          В целом можно с уверенностью сказать, что Германия в 1930-е годы была не единственной страной Европы, где евреям ограничивали гражданские права, лишали средств к существованию, принуждали массово эмигрировать.

          Не сомневаюсь, что на мероприятиях по случаю освобождения Освенцима будут и главы карликовых государств-лимитрофов Прибалтики. Освобождение от нацистской оккупации избавило народы Прибалтики от неизбежной «германизации» - «растворения» в «арийской среде» или уничтожения, а языки и культуры этих народов – от полного уничтожения. Хорошо бы об этом напомнить госпоже Каллас, бывшему премьер-министру Эстонии, а ныне еврочиновнику. Вряд ли она в случае победы гитлеровской Германии имела бы возможность свободно говорить на эстонском языке. Литва, Латвия и Эстония как республики восстановили свои довоенные границы после 1945 года, а в случае Литвы с существенным приращением территории – впервые в истории в ее состав вошли Вильнюс и Клайпеда. Напомним, что население Вильнюса к тому времени составляло около 200 000 человек, в основном поляков. Уже в конце 1944 года прибалтийские газеты сообщили о начале работ по восстановлению взорванных немцами при отступлении электростанций, мостов, больниц, школ и других жизненно важных объектов. Много внимания Советская власть уделяла возобновлению учебы в высших учебных заведениях в Прибалтике, закрытых нацистами. Например, Вильнюсский и Каунасский университеты были открыты уже осенью 1944 года. Хотелось бы напомнить еще один малоизвестный факт. Сразу после завершения войны руководители прибалтийских республик обратились к Сталину с просьбой не наказывать их мужчин, служивших нацистам, в том числе в СС. Мотивировали тем, что эти люди призывались немцами насильно, да и мужчин в случае репрессий в маленьких республиках не останется. Правда здесь была в одном: очень много граждан этих республик служили Гитлеру и действительно сажать их пришлось бы через одного. Что же касается принудительного призыва, то известно, что на службу в СС принимали только на добровольной основе. Этот принцип нацисты соблюдали строго все время войны. Просьбу прибалтов поддержали в НКВД СССР, и многие прислужники нацистов избежали наказания. Не остались в республиках и евреи: их уничтожили под корень. Их дома и имущество достались местным жителям. Некоторые из потомков этих местных жителей и сегодня живут в еврейских домах убитых ими людей в Риге, Каунасе, Вильнюсе.

          Активно помогали нацистам местные жители, неохотно об этом сегодня вспоминающие. На примере Латвии об этом расскажем. В Латвии на всей территории страны нацисты установили жестокий оккупационный режим. Здесь в спешном порядке были открыты 48 тюрем, 23 концлагеря, 18 еврейских гетто. В будущем нацисты, хотя и считали латышей близкой к себе расой, по сравнению с русскими, украинцами, белорусами, но не видели их хозяевами на этой земле. В работе по «очищению» страны от евреев нацистам охотно помогали местные коллаборационисты. Оккупантам за первые два года удалось уничтожить все еврейское население Латвии. Осенью 1941 года было расстреляно около 30 000 евреев. Казни происходили в Бикерниекском и Дрейлинском лесах, многих сожгли заживо в рижской хоральной синагоге.  К концу года Рижское гетто стало переполненным, и, чтобы освободить место для планируемого прибытия немецких евреев, которых вывозили из Германии, все оставшиеся в Риге евреи были вывезены из гетто в ближайший Румбульский лес и расстреляны. Но находились и мужественные люди из местного населения, которые, рискуя жизнью, спасали обреченных людей. Янис Липке был одним из таких людей. Он работал докером Рижского порта и когда стал свидетелем преследований евреев, то прошел переподготовку для работы на Люфтваффе. Затем он использовал свое положение для переправки еврейских рабочих из Рижского гетто и лагерей. С помощью своей жены Йоханны он скрывал этих людей до прихода Красной армии. Таким образом семья Липке и их добровольные помощники спасли сорок человек, пятую часть из примерно 200 евреев, переживших войну в Латвии. Когда Липке умер в 1987 году, рижские евреи организовали его похороны. Институт Холокоста в Иерусалиме почтил Липке и его жену, присвоив им звание Праведников народов мира. Всего 134 латыша были удостоены этого почетного звания.

                               «ЕВРЕИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНЫ ВСЕ ДО ЕДИНОГО»

          Самым зловещим человеком в местном нацистском руководстве был высший руководитель СС и полиции в Риге Фридрих Еккельн. Обергруппенфюрер СС являлся одним из главных организаторов террора и массовых убийств еврейского населения. 2 мая 1945 года Еккельн был взят в плен советскими войсками в Берлине. На допросах он рассказал об указаниях, данных ему Гиммлером, перед отъездом в Прибалтику: «Гиммлер сказал, что работу в «Остланде» я должен поставить так, чтобы на всей территории Прибалтике и Белоруссии был полный покой и что евреи, находящиеся в «Остланде» должны быть уничтожены все до единого.  Гиммлер говорил и о других нациях, населяющих территорию, в особенности подчеркнул свою ненависть к литовцам, называя их низшей расой. О латышах он отзывался несколько мягче, но высказал свое пренебрежение к ним, заявляя, что из всего количества латышей, по его мнению, только 30 процентов стоит считать за людей, которых можно использовать. В 1942 году Гиммлер вызвал Еккельна в Восточную Пруссию, сообщив, что в Саласпилский концентрационный лагерь, что находился в 20 километрах от Риги, будут привозить евреев со всей Европы. Еккельн предложил использовать для убийства этих людей расстрелы как наиболее простой и быстрый способ. В ходе судебного процесса Еккельн признал: «В Саласпилский лагерь прибывали два-три эшелона с евреями каждую неделю. По мере поступления эти партии ликвидировались. Так беспрерывно продолжалось по середину 1942 года. Я предполагаю, что всего нами было расстреляно до 87 тысяч евреев». Всего в Латвии погибло около 70 тысяч латвийских евреев и 20 тысяч евреев, привезённых из других стран. Историки считают, что Холокост пережили от 300 до 1000 латвийских евреев, помимо тех, кто находился в Советской армии или в эвакуации в других регионах СССР. Из живших до войны в Латвии евреев было убито 89,5 процентов.

          Согласно предвоенной переписи населения, в 1935 году в Латвии проживало 93 479 евреев, в том числе 43 672 — в Риге. Существовали еврейские партии, культурные, религиозные, медицинские, образовательные и другие национальные организации. Выпускались печатные издания на языках идиш и иврит, евреи избирались в латвийский парламент — Сейм. Членом правительства Латвийской Республики был известный еврейский общественный деятель и учёный-правовед Пауль Минц. Евреи здесь жили мирно много сот лет и то, что с ними сотворили их соседи, сограждане, друзья, иногда даже родственники уму не поддается. Евреи Латвии не верили, что латыши будут изгонять их из домов, отнимать имущество и убивать. Директор «Еврейского банка» в Елгаве Якобсон на рыночной площади призывал беженцев, устремившихся на конных повозках в сторону российской границы, одуматься и остаться дома. Латыши расстреляли его одним из первых.

          Массовые убийства начались с погрома в Риге 4 июля 1941 года, когда коллаборационистами было уничтожено 20 синагог и убито, сожжено заживо около 2 000 евреев. Бывший министр иностранных дел Латвии Людвиг Сея не без удовлетворения пишет в своём дневнике за 3 июля: «В ночь со 2 на 3 июля произошли аресты жидов. 3 июля арестованных заставили работать». 26 июля было создано гетто в Даугавпилсе, 23 августа Рижское гетто. К 25 октября, когда было закончено принудительное перемещение евреев Риги в пределы гетто, и ворота закрылись, в гетто находились 29 602 человека. Первоначально гетто было огорожено колючей проволокой, затем — шестиметровым забором.  Гетто было создано также в Лиепае.

          Часть историков считает, что в это время существовал вакуум власти, во время которого латышские самозащитники «без присутствия и ведома немцев расстреливали евреев». Так, доктор Арон Шнеер из Иерусалимского Института «Яд Вашем» утверждает, что «с первых дней оккупации начался грабёж, издевательства и убийства евреев местными жителями, в основном латышами».

          Не может не поразить, что в Европе, Северной Америке в наши дни в упор не видят нацистскую сущность киевского режима. Средней руки комик превратился в маленького ефрейтора, который готов, как и его предшественник, зажечь костер новой мировой войны. Как показали события последних лет, международные правила и договоры, по которым якобы жил весь «цивилизованный мир», оказались, говоря простым языком, «филькиной грамотой». В этих странах забыли не только о собственных коллаборационистах, но даже и о своих героях, сражавшихся с нацистами.

          У европейских политиков, завороженно ходящих за Зеленским, я убежден, нет будущего. Все, кого он пометил своими объятиями и поцелуями, уходят в политическое небытие. Это к лучшему. Прежде всего для народов стран, которые они представляют. 

          Нацизм как идеология и образ мыслей оказался более живуч, чем могли предполагать организаторы Нюрнбергского трибунала. Невозможно его победить усилиями одной или нескольких стран. Нужна не только воля, но и скоординированные действия всего мирового сообщества, авторитетных международных организаций, что и произошло в Нюрнберге. Но с кем сегодня в Европе и Северной Америке нам говорить, как можно доверять людям, которые в стремлении уничтожить, «наказать» Россию откровенно поощряют и помогают нацистскому режиму? Да и тот ли политический калибр у людей, возглавляющих государства, когда - то победившие Гитлера.

           Нет сомнений в том, что уничтожение миллионов евреев является одним из самых драматических событий Второй мировой войны. Некоторые западные историки считают Холокост главным событием истории гитлеровской Германии, а массовое уничтожение евреев определяют, как единственное преступление нацизма. Нельзя с этим согласиться. Таким образом, даже не желая этого мы принижаем всю глубину преступлений режима, сбиваем оптику нацистской идеологии.  Историк Р. Эванс пишет, что, не пытаясь преуменьшить весь трагизм Холокоста, следует отметить, что политика геноцида по отношению евреям вполне вписывается «в контекст нацистской расовой политики в отношении славян и других народностей, а также сексуальных меньшинств, цыган, гомосексуалистов, мелких уголовных преступников и так называемых асоциальных элементов».

          …Возвращаясь к событиям 27 января 1945 года напомним: Освенцим освобождали войска 1-го Украинского фронта под командованием дважды Героя Советского Союза маршала Ивана Конева и 4-го Украинского фронта под командованием Героя Советского Союза генерала армии Ивана Петрова. Первыми на территорию лагеря вошли подразделения 100-й Львовской дивизии (командир генерал-майор Ф. Красавин), 286-й Ленинградской стрелковой дивизии (командир генерал-майор М. Гришин), 107-й стрелковой дивизии (командир Герой Советского Союза полковник В. Петренко). Первую медицинскую помощь выжившим узникам оперативно оказывали, развернув военно-полевые госпитали и подтянув большую группу медиков, начальник санитарной службы 60-й армии М. Успенский, армейский токсиколог И. Фридлянд, начальники госпиталей А. Вейтков и Б. Мелай.
          Этих людей давно нет в живых. Но им бы не понравились спекуляции над памятью тех, кого они освободили и спасали.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER