Губернаторы приходят и уходят, а журналистика остается.
Эту фразу я сказал в конце дружеского ужина, завершавшего «Зауральскую летучку». Хотелось просто поддержать коллег, которые уже начали впадать в уныние от того, что происходит с прессой в Курганской области. Кстати, «Зауральская летучка» впервые прошла без какой-либо поддержки – материальной или хотя бы моральной – областной администрации. А собралось в санатории «Лесники» около 120 журналистов из всех районов региона.
Собственно, насколько я понимаю, с журналистикой там, в целом, решили покончить. Губернатор Шумков, как хороший кризисный управляющий, «оптимизирует» процесс. Блестящие районные газеты лишают статуса юридических лиц и вливают на правах филиалов в корчащийся в предсмертных судорогах областной издательский дом «Новый мир».
Курганские журналисты хорошо запомнили фразу губернатора Шумкова, сказанную им чуть ли не на первой встрече. Звучала она примерно так: я газет не читаю, об них руки пачкаются.
В отличие от губернатора Шумкова, жители Курганской области газеты читают, - видимо, работают и не боятся испачкать руки о свежую типографскую краску. Общий тираж районок – почти 48 тысяч (это на двести тысяч сельского населения). То есть, читают почти все. Тираж областной газеты – то ли 800, то ли 1000 экземпляров. Я ее видел. Первая полоса – большая картинка и два обращения – губернатора и председателя Заксобрания. И так из номера в номер. Понятно, что никто такую газету читать не будет.
На словах заявляется, что это объединение с полным уничтожением самостоятельности пойдет газетам на пользу. Однако, где бы ни шли по пути создания филиалов (Московская область, Новгородская, Воронежская, Кировская), это не дало газетам ничего, кроме сокращения штатов и унификации содержания. Как следствие – потеря интереса читателей, пачкать руки, читая областные победные реляции, мало кто хочет. А в Московской области власти и вовсе социальный взрыв проморгали – после выброса ядовитых газов на мусорном полигоне Ядрово. И нет ни одной предпосылки к тому, что в Курганской области такая реорганизация вдруг даст положительный эффект.
Из наблюдений и бесед можно сделать вывод о том, что губернатор Шумков умудрился за два с половиной года восстановить против себя значительную часть очень лояльно настроенного к власти журналистского сообщества и жителей региона. Журналистов к нему уже давно не подпускают, чтоб не задавали лишних вопросов, не беспокоили начальника проблемами вверенной ему Курганской области. Обычно таких руководителей называют наместниками или временщиками. Жажда безосновательных победных реляций – плохой советчик в выстраивании отношений. Да и зачем людям победные реляции? Они живут на этой земле и своими глазами видят, что происходит вокруг. И доверяют прессе, которая дает им хотя бы немного правды, а не только бравурные отчеты пресс-служб.
10 февраля региональное отделение СЖР под руководством Ирины Борисовой провело Круглый стол, который немного, с 1 апреля на 1 июня, отодвинул губительную реорганизацию и заставил чиновников все же поговорить с главными редакторами, с журналистами. Профессионалы задали Департаменту информации, который, собственно, и отвечает за реформу, массу чисто практических вопросов. Ответов на них не было тогда, на большинство нет и сегодня.
Признаться, в феврале я думал, что цель столь скоротечной реформы – не распылить по газетам предвыборные деньги, а собрать их в одну корзину издательского дома. Ну, из серии «Шилов, это не надо всем, это надо одному». Теперь понимаю, что заблуждался: проблема намного глубже и острее. И Департамент ее не решит.
Работа Департамента информации – это, вообще, отдельная тема. Его руководитель, госпожа Гусарова, позволяет себе прилюдно, вслух произносить такие фразы в адрес редакторов районок: «Да чтоб они все сгорели, эти бабки».
Это, увы, не воспринимается как дружеская шутка в рабочей обстановке. И «бабки», многие из которых немного моложе госпожи Гусаровой, делают выводы. Департаменту было бы проще жить, если бы их не существовало вместе с районками. Но нынешние курганские чиновники, наверное, не знают, что районные газеты – это основа системы информационной безопасности России. Разрушь эту систему – и в бреши хлынут иностранные гранты, как это произошло в северо-западных регионах.
А главные редакторы районных газет – это, по сути, вторые люди в районах. К кому идут жители со своими проблемами и вопросами? К главе района или к главному редактору газеты. Но эффективным менеджерам и это неинтересно. Вот как общаются девочки из Департамента с уважаемыми журналистами, - процитирую послание-указание в вотсапе главным редакторам: «Сделайте репортажи о поздравлении ветеранов: концерты во дворах. Уточните в администрации, когда они будут проходить. Разместите репортажи в соцсетях и газетах».
И дело-то, вроде, хорошее – репортажи о поздравлении ветеранов. Но форма указания явно не соответствует. Девочки возомнили себя начальниками над главными редакторами. Для начала напомню девочкам из Департамента Статью 18 Закона о СМИ: «Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации». А для того, чтобы все-таки провести идею учредителя, есть обычные правила человеческого общения. Например, сообщение может начинаться с приветствия: добрый день! А далее, допустим, подойдет такая форма послания: «Было бы здорово, если бы вы сделали и разместили у себя репортажи о поздравлении ветеранов. Заранее благодарю». И редакторы с удовольствием выполнили бы такую просьбу, а не писали бы в ответ: «Обяжите пресс-службы глав районов: пусть выставляют фото и видеоотчеты».
И тут же может возникнуть вопрос: а курганские власти сделали для ветеранов что-нибудь еще, кроме поздравления? Нужны победные реляции? Положительный имидж?
А для создания положительного имиджа нужны союзники. И пресса всегда готова быть союзником власти. Но журналистов надо, для начала, уважать. Не пытаться сломать об колено, а вести с ними диалог на равных. Я уже много раз говорил о том, что журналисты – это не обслуживающий персонал. А деньги перечисляются в редакции не из личных карманов господина губернатора или госпожи директора департамента, а из государственного бюджета. Который формируется, в том числе, за счет налогов, собираемых с граждан – читателей газет, зрителей ТВ, слушателей радио.
А для того, чтобы жители доверяли прессе, журналисты должны поднимать острые темы, быть свободными в выборе этих тем, обнажать проблемы. А власть должна реагировать на эти проблемы, решать их. И тогда в прессе, пишущей о реалиях, а не о победных реляциях, будет формироваться положительный имидж власти в регионе.
Ну, а если курганские начальники решили с журналистикой в регионе покончить, то совершенно не обязательно играть в игру: мы задумали реорганизацию районных газет, чтоб им стали лучше. Можно просто взять да и закрыть районки (что учредитель вполне вправе сделать) и выпускать единый боевой листок о славных победах курганских властей с обращениями первых лиц региона и мужественными портретами господ начальников.
Будут ли жители читать рекламные буклеты? Не будут. И связь с населением окончательно утеряется. Люди в Курганской области и так-то не очень доверяют власти. Всего 42 процента избирателей пришли два года назад выбирать господина Шумкова. 80 процентов из них – за. В целом получается - меньше трети жителей поддержали тогда своего врио.
И сегодня все они прекрасно видят: отремонтированы пара центральных улиц в Кургане, более-менее проезжими стали две-три трассы. В городе сам видел разбитые мостовые, отходящие от улицы Куйбышева, например. Водители говорят, по области трудно проехать, есть совсем убитые участки. Между несколькими современными торговыми и бизнес-центрами стоят покосившиеся деревянные избы. Из облезлых пятиэтажек с плачевным ЖКХ можно выйти на новую пешеходную набережную. Зарплаты – на грани выживания. Поэтому и ресторанов, кафе крайне мало. Аэропорт – памятник ранней советской эпохи, даже автобусов нет, чтобы возить пассажиров от лайнера, по старинке пешком идут в павильон аэровокзала, а багаж подвозят на старом, помятом ЗИЛе без бортов. Ни одного сетевого отеля в Кургане нет. Внешний вид общественного транспорта наводит на сомнение в прохождении им планового техосмотра.
Вот здесь и следует применять эффективный менеджмент. А не в отношениях с прессой. Но, как говорится, губернаторы приходят и уходят, а земля и люди на ней – остаются.