01.01.2015

С 1 января 2015 года вступают в силу изменения в закон «О рекламе», согласно которым «не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств...»

Сам по себе закон этот весьма спорный: следуя его логике, надо запрещать рекламу и в распространяемых по подписке и в розницу газетах – ведь читатель также за газету платит. И ладно, если бы речь шла только о телеканалах, которые берут деньги за свой контент с абонентов кабельного и спутникового ТВ.

Но по обнародованному в августе мнению Роскомнадзора все кабельные и спутниковые каналы, не имеющие эфирной наземной лицензии, автоматически относятся к платным, независимо от того, берут они деньги с потребителей или операторов связи, либо нет.

При этом получить эфирную лицензию невозможно уже с 2008 года.

Более того, теперь уже Минсвязи в своём пресс-релизе заявило, что из каналов, имеющих эфирную лицензию, продавать рекламу могут только те, что имеют такую лицензию, выданную исключительно Федеральной конкурсной комиссией.

Таким образом, с Нового года без рекламы останутся все региональные и муниципальные телеканалы России (независимо от структуры собственности), вещающие только в кабельных или спутниковых сетях, а также все муниципальные телеканалы России в городах с населением менее 100 тысяч человек, пусть и обладающие эфирной лицензией, но выданной без участия Федеральной конкурсной комиссии.

Не секрет, что в абсолютном большинстве случаев все эти региональные и муниципальные телеканалы не получали и не получат от кабельных операторов ни копейки, а нередко сами платят за свое присутствие в сети. И даже если такая плата и была бы введена, то оказалась бы неподъемной для большинства зрителей. А вступать в конкуренцию по цене, например, с телеканалом «Discovery», c его многомиллионным охватом аудитории по всему миру, региональные телеканалы с их вещанием на несколько тысяч семей будут просто не в силах.

Но и это еще не все.

Согласно планам запуска цифрового вещания в России, в ближайшие годы и те региональные каналы, которые имеют эфирную лицензию, будут отключены от аналогового вещания, а в цифровой эфир («третий мультиплекс») допущены не будут.

Таким образом, сначала будут уничтожены региональные и муниципальные телеканалы, вещающие в кабельных сетях, а затем будут вынуждены закрыться и региональные телеканалы, вещающие в эфире.

Подтверждением тому служит и заключение Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, где по данному поводу говорится: «Под угрозой полного исчезновения окажется региональное телевидение, которое в условиях предстоящего отключения аналогового вещания смогло бы сохраниться в кабельных сетях, удовлетворяя потребности населения в информации местного значения. Запрет на рекламу на кабельных телеканалах делает региональное телевидение нежизнеспособным».

Выживут лишь те, кто оседлает местный бюджет, либо окажется во власти денежных мешков с неясными целями.

Союз журналистов России обращается к Президенту страны, членам Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям профильных министерств и ведомств с настоятельной просьбой безотлагательно рассмотреть сложившуюся ситуацию. подготовить и внести в указанный закон поправки, исключающие из общего правила региональные и муниципальные телеканалы, вещающие на территории одного субъекта Федерации. Тем более, что подобные поправки уже вносились некоторыми депутатами и Госсоветом республики Татарстан.

Призываем коллег из региональных отделений Союза журналистов России организовать обсуждение данной проблемы, привлекая внимание законодательных органов субъектов Федерации с целью принятия соответствующих инициатив.

Ещё немного – и будет поздно!

Вернуться к списку