Почувствуйте историю вместе с «Московской правдой».

27.12.2018

Выставка, по словам директора Фотоцентра Валерия Никифорова, подготовлена экспромтом, но, при этом, показывает лучшие образцы фотожурналистики. Бытовые сцены из жизни простых москвичей, первые лица страны в трудах и в дни отдыха, виды столицы, передающие дух эпохи – все это можно увидеть на стендах выставки.

Экспозиция составлена из лучших работ трех мастеров фотодела, в разные годы сотрудничавших с газетой.  Много интересных снимков Бориса Ярославцева, бывшего военкором в Великую Отечественную, а после войны снимавшего и жизнь столичных обывателей, и официальные мероприятия кремлевских «небожителей» - Хрущева, Брежнева, Суслова и, как было принято говорить, «других официальных лиц».

Снимок Ярославцева «Дети войны» печатался во множестве изданий, став ключом для понимания ужасов войны – образ малышей, с тревогой глядящих в небо в ожидании бомбежки никого не оставляет равнодушным. Противоположностью выступают его послевоенные  кадры со смеющимися Брежневым и Сусловым, с катающимся на зимней горке у Кремля Фиделем Кастро или с улыбающимся космонавтом Титовым – от них веет той самой верой в светлое будущее, что вот-вот наступит, которая была в обществе в 60-х и начале 70-х годов… Работы Михаила Ковалева представляют известных артистов, политиков не забронзовевшими историческими личностями, а вполне человечными – с любопытными реакциями, жестами, выражениями лиц…  

Снимки, что называется, характерные. Тем и интересны. Фотографии молодой фотокорреспондентки газеты Анастасии Федоренко показывают события недавние, но не менее знаковые, чем на работах корифеев. Ее объективу принадлежит красноречивая серия портретов футбольных фанатов с прошедшего в Москве Чемпионата Мира.

Интересны и представленные первые полосы газеты, иллюстрирующие ключевые дни из истории издания и всей страны.

- Вообще, очень интересно листать старые подшивки, не только с точки зрения исторической, но и с точки зрения культурной, социально-бытовой, - сказал главный редактор «Московской правды» Шод Муладжанов. - Например, в статьях двадцатых-тридцатых годов совершенно другой русский язык, непохожий на наш с вами, но, при этом, практически те же вопросы поднимаются и обсуждаются. Очень интересно проводить параллели, - как спорили о том, что хватит расширять Москву, при расширении города неизбежны сложности с транспортом, и надо оставить город в пределах Садового кольца… Или читать о сносе торговых палаток, уродующих облик города в 1928…

Шод Муладжанов поведал и о планах редакции провести масштабную оцифровку архивных подшивок. По его словам, в течение ближайших полутора-двух лет мы можем получить в цифре полные годовые подшивки газеты, начиная с двадцатых годов прошлого века. 


На открытии выставки своими воспоминаниями о работе в "Московской правде" поделился заместитель председателя СЖР Алексей Вишневецкий, который как раз и работал вместе с Михаилом Ковалевым. Он рассказал о фотокорреспондентах как об особой касте в редакции. И заметил: "Печатные газеты будут жить, потому что человеку недостаточно только визуального восприятия через экран компьютера. Есть еще и тактильные ощущения - подержать газету в руках, вдохнуть запах свежей печати. Все будет жить и развиваться, а каждый будет выбирать для себя, как и с помощью чего получать информацию".

Выставка открыта по 13 января в Фотоцентре по адресу Гоголевский бульвар, д. 8а. Почувствуйте историю вместе с «Московской правдой». 

Владимир Сидоров 

Вернуться к списку